Главная » 2021 » Январь » 19 » Волостной староста Аги

Волостной староста Аги

19.01.2021 в 12:10 просмотров: 840 комментариев: 0 Власть и общество

Имя Михаила Федоровича Татаурова (1836-1913 гг.), выходца из среды русских старожилов Аги, заслуживает отдельного внимания уже потому, что он более тридцати лет возглавлял сельскую общину, объединявшую агинчан, связанных между собой родственными, бытовыми и иными узами. Он – представитель второй ветви Татауровых, которая вслед за первым хойто-агинским русским поселенцем Василием в конце XVIII века перебралась в селение Агинское к брату Александру. Воскрешая образы далекого прошлого, мы не задавались целью детально восстановить биографические вехи жизни отдельного человека. В этой статье, опираясь на архивные данные, мы хотели бы приоткрыть завесу истории и рассказать об общественной деятельности старосты селения Агинское, чья жизнь пришлась на вторую половину XIX века.

Сначала Михаил Федорович занимал пост сельского старосты, а после волостной реформы в начале XX в. - волостного старосты. В иерархии сельской власти Российской империи староста села избирался народным сходом, а потому сам факт пребывания на выборной должности на протяжении столь длительного времени уже говорит о многом.
В царской России права и обязанности сельского старосты были закреплены в «Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 года». В XIX веке перечень обязанностей человека, занимавшего этот пост, был широк и разнообразен, как и у современного поселкового мэра. Сельский староста должен был «противодействовать нищете и бродяжничеству», «следить за тем, чтобы в запасном магазине не заканчивался хлеб», «следить за моральным обликом крестьян» и исполнять много других, самых разнообразных обязанностей. Односельчане шли к нему за поддержкой, защитой, советом и элементарно с просьбой грамотно написать и составить прошение. Как свидетельствуют архивные данные, М.Ф.Татауров, заняв пост сельского старосты в тридцать лет, до конца своей жизни прослужил интересам земляков. В «Кратком формулярном списке о службе…» от 1900 г. говорится, что «выборный крещеный инородец Агинского ведомства Михаил Федорович Татауров состоит на общественной службе с 1866 г.», а в должности «родового старосты» - с 1893 г.
Начало общественного служения М.Ф.Татаурова пришлось на время правления уже немолодого тайши Тугулдура Тобоева, «гения ононских степей», как отзывался о нем М.Зензинов, нерчинский купец, краевед. Это было время заметных перемен в культурной и хозяйственной жизни агинчан. Как мы знаем, Т.Тобоев был инициатором многих полезных дел. Еще в 1849 году он убеждал сородичей в том, «…что при развитом картофелеводстве они будут не только обеспечены, но еще будут иметь возможность приобрести деньги от продажи своих избытков…». Подавая пример, тайша сам сажал картофель. В этот же период времени он вводит сенокошение, обращается с прошением в администрацию Иркутского губернаторства о продаже сошников, серпов, железа для Агинской Степной Думы. Как мы узнаем из документов, по следам этого прошения губернская администрация предписала Петровской горной конторе «потребные для агинских инородцев изделия приготовить…и отправить с вольными». В это благодатное для новшеств и учения время М.Ф.Татауров получил образование, сначала в Агинском приходском училище, затем - в Читинской учительской семинарии. 
Глубокая и прочная укорененность на этой земле, знание реалий культуры бурят значительно облегчало выполнение людских просьб и чаяний. Очень часто нужен был переводчик, и эту миссию, в совершенстве владея бурятским языком и старомонгольской письменностью, М.Ф.Татауров добросовестно исполнял. Крестьянские корни, хозяйская жилка сельского старосты сказались на общем благоустройстве селения. В бытность его работы старостой через реку Ага был построен деревянный мост, сделаны отводы русла реки от левого берега, чтобы не было подтопления жилья и огородов. В устье Харгатуя был построен небольшой кирпичный заводик, где обжигали кирпич-сырец и известняк для получения извести. Для жителей села была построена водяная мельница.
О буднях сельского, а затем и волостного старосты красноречиво свидетельствуют его государственные награды. В том же «Кратком формулярном списке о службе…» от 1900 г. отмечается, что М.Ф.Татауров «имеет серебряную медаль для ношения на груди на Станиславской ленте», которую жаловали гражданским чиновникам, волостным старшинам, крестьянам, занимавшим должность по сельскому общественному управлению за многолетний и плодотворный труд. К тому времени Михаил Федорович уже был удостоен бронзовой медали «За труды по первой Всеобщей переписи населения 1897 г.». Вклад сельского старосты, приложившего огромные усилия по организации слаженной работы комиссии, судя по представлению председателя правительственной комиссии по изучению поземельного устройства населения Забайкальской области А.Н.Куломзина, был оценен по достоинству. Добавим, что данные этой переписи являются, пожалуй, одним из самых достоверных источников по изучению жизни нашего региона в конце XIX в.
Начало XX века для Аги было временем тревожным, полным неопределенностей. В 1901 г. царским правительством было издано Временное положение «Об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской области», предусматривавшее проведение волостной реформы в крае. Согласно этому документу, Агинская Степная Дума упразднялась, и образовывались Агинская и Цугольская инородческие волости в составе Нерчинского округа Читинского уезда. Вместо Степных Дум и инородных управ вводились волостные правления, вместо должностей тайши и шуленги - должность волостного старшины и старосты. Волостным старшиной Агинской инородческой волости был назначен Б-Д.Очиров, а волостным старостой - М.Ф.Татауров, человек, к тому времени уже умудренный жизненным опытом, годившийся в отцы энергичному волостному старшине.
Обязанности по сохранению безопасности и предупреждению чрезвычайных ситуаций возлагались на волостного старосту. Как свидетельствуют архивные данные, в ходе волостной реформы имели место вооруженные столкновения, а людей, оказавших сопротивление, забирали в Читинскую тюрьму. Так, например, в повторном обращении военного губернатора Забайкальской области И.П.Надарова от четвертого февраля 1904 г. о необходимости принятия реформы мы читаем следующие строки: «Опять, буряты, я вынужден обратиться к Вам со словом вразумления, особенно к агинским бурятам… реформа проводится бесповоротно, и неповинующиеся ей или противодействующие понесут строгое наказание». В декабре 1905 г., в условиях первой русской революции против царских порядков, Б-Д.Очиров в составе бурятской делегации ездил в Петербург, добиваться восстановления Степных Дум и права избрания депутата в Государственную Думу от забайкальских бурят и эвенков. Известно, что благодаря его грамотному ходатайству Николаем II был подписан закон, который установил представительство от бурят в Государственной Думе Российской империи, но главный вопрос о восстановлении Степных Дум был отклонен без рассмотрения. К концу 1903 года введение волостной реформы в Забайкальской области было завершено. Жизнь Агинского постепенно входила в свое новое русло.
В 1908 г., уже будучи в довольно преклонном возрасте, М.Ф.Татауров принял активное участие в организации Агинской экспедиции, проведенной по линии Забайкальского отделения Российского географического общества. В семейном архиве Георгия Гавриловича Татаурова, автора книги «Взгляд из прошлого», есть подтверждение о том, что «в 1908 г. Михаил Федорович, будучи старостой, оказал помощь географической экспедиции, за что был награжден золотой медалью». Предыстория Агинской экспедиции 1908 г. такова. В 1907 г., как отмечается в «Энциклопедии Забайкалья», агинчане обратились с инициативой организовать изучение агинской степи и передали для финансирования экспедиции денежные средства в сумме 4767 руб. Безусловно, обширная программа исследования жизни агинских бурят требовала не только огромных усилий со стороны его организаторов, здесь были нужны люди, глубоко знающие язык, быт и традиции населения. Статистической экспедицией всего за три месяца была проведена сложная и кропотливая работа, составлена подробная перепись населения волости, сделано описание 7800 хозяйств. Свою неоценимую лепту внес и семидесятилетний староста Агинского, не привыкший оставаться в стороне от общественных дел, и по праву был удостоен государственной награды. Скончался Михаил Федорович 15 февраля 1913 года в возрасте семидесяти семи лет, а летом того же года, упав с лошади, погиб его соратник, волостной старшина Б-Д.Очиров.
Знание прошлого своего рода, сохранение памяти о своих корнях, составляющих основу культуры бурят, всегда было и есть основой и стержнем и для представителей рода Татауровых. Более ста лет простоял дом в п.Агинское на углу улицы Ленина и переулка Коммунальный, в котором жил волостной староста Аги. В семье М.Ф.Татаурова было четверо сыновей: Григорий, Александр, Максим и Евсей. Краеведам хорошо известно имя Ивана - комиссара, сына Григория Федоровича Татаурова. Сыновья Александр и Максим слыли среди земляков известными кузнецами, принимали участие в установке чугунной ограды при строительстве Агинского Свято-Никольского храма. Среди бурят, в народе, Александра уважительно называли хара дархан, а Максима - шара дархан. Во все времена в роду Татауровых были защитники Отечества, охотники, плотники, кузнецы, священники, подвижники и просветители – люди широкой души, особого душевного склада. Их отличали такие ценные качества, которые вбирает в себя модный сегодня термин «толерантность», обозначающий знание, признание и уважение культурных различий людей, живущих рядом. Здесь уместно заметить, что раньше все мужчины рода без акцента говорили на бурятском языке. Еще живы в народной памяти воспоминания о Елиферии Евсеевиче Татаурове: когда он разговаривал по телефону, никто не подозревал, что с ними говорит русский, настолько чистым было его бурятское произношение.
Из поколения в поколение разрастается родовое древо Татауровых.У сына Александра было шестеро детей, у Максима – восемь, у Евсея – трое детей. На старой фотографии, запечатлевшей облик волостного старосты, мы видим Михаила Федоровича в окружении внучат - детей сына Максима – Алексея, Марии и Агнии. Сегодня потомки Михаила Федоровича живут в самых разных уголках России, в том числе, и родном Агинском. Это Крестниковы, Воробьевы, Синеговские, Горбачевы и, конечно, Татауровы. Только на примере потомков Евсея, одного из четверых сыновей М.Ф.Тататурова, не трудно заметить лучшие родовые качества - трудолюбие и талант. Сам Евсей Михайлович, даровитый, трудолюбивый, окончил Читинскую учительскую семинарию с похвальной грамотой. Известно, что он был прекрасным скрипачом, блестяще руководил церковным хором в Агинском Свято-Никольском храме. Яркое творческое начало присуще его детям, внукам и правнукам - представителям самых разных профессий. К примеру, внуки Алексей Черепицын, Юрий, Борис, Зоя Нестеренко (Баранова) – известные в Забайкальском крае журналисты, Лидия Черепицына, Борис Татауров – заслуженные учителя РФ, правнук Сергей Татауров - доктор технических наук, живет и работает в Москве, Андрей Татауров - кандидат юридических наук. Внуки Дмитрий Татауров - заместитель главного врача службы «Скорой помощи» Забайкальского края, Игорь Татауров, отличник народного образования, Антонина Татаурова – геофизик, сотрудник одного из Новосибирских университетов, Евгения Черепицына – художественный руководитель известного народного хора «Россияне» … Этот ряд можно продолжить. И эта живая история, понятная и достоверная, в лицах, в конкретных судьбах, биографиях, делах, является частью истории нашей малой родины - Аги.

Д.Сундуева, 
доктор культурологии
 ЗабГУ, г.Чита.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES