К юбилею памятника Бабжи Барас-батору
15 лет назад, 24 сентября 2010 года, в п.Агинское был открыт памятник национальному герою хоринских бурят, освободителю земель агинской степи от маньчжурских захватчиков Бабжи Барас-батору.
Большую исследовательскую работу о Бабжи Барас-баторе, как исторической личности, в свое время провела учитель из Будулана Д.Ц.Сультимова. Как она пишет, в XVII веке наших предков беспокоили набеги маньчжурских отрядов с целью покорения хоринцев. Они грабили бурятские племена, уводили их скот. Иногда нашим предкам приходилось догонять грабителей вплоть до монгольских степей, чтобы отвоевать и вернуть свой скот. В борьбе с этими набегами и прославился Бабжи Барас-батор из рода боохой хуасай.
В предании, которое записал забайкальский писатель Н.Кузаков, говорится, что Бабжи был предводителем хоринских бурят в наших местах: «Однажды с южных степей пришел незваный хан с большим войском и остановился на правом берегу Онона. Бабжи Барас-батор поднялся на сопку и видит: слишком большой отряд у хана, не одолеть их, но виду не подал. И поприветствовал через реку хана:
- … Ты, великий хан, сначала трубку мою раскури...
Бабжи Барас-батор привязал трубку к стреле и пустил ее через Онон. Она угодила коню хана прямо в лоб, и тот упал замертво. Хан глянул на любимого коня, стиснул зубы, но сдержал себя. Раскурил трубку и пустил ее со стрелой обратно. Стрела долетела до середины реки и упала. Засмеялись воины Бабжи Барас-батора, что стрела не долетела. Дело было в сумерках. Глянул хан в степь, а там костров, как звезд на небе. Возле них воинов, как птиц на перелете – видимо-невидимо. Испугался хан и поскорей увел войско подальше от Онона. А на левом берегу у Бабжи Барас-батора были не воины, а молодые сосны, возле которых горели костры. Между ними на конях скакали всадники. Вот так Бабжи Барас-батор обманул пришлого хана. С тех пор эти сосны стали называться Цирик-нарасуном.
Существует легенда и о том, что в середине XVII века предводитель агинских бурят Бабжи Барас-батор, преследуемый со своей дружиной монгольским отрядом, встретился с русскими казаками на территории нынешнего Могойтуйского района. Преподнес им хадаки и попросил у них защиты. Место этой встречи впоследствии увековечено в названии местности Ушарбай, что означает «встреча».
Как в народе говорится, у Бабжи Барас-батора не было ребер, а была сплошная непробиваемая кость. Он был метким и ловким, сильным и умным, с черной косой, острым взглядом, длинными ресницами. Был высоким, большим и широкоплечим человеком. С юных лет обладал невероятной силой, любил играть с огромными валунами, как с бараньими костяшками. Объезжал диких скакунов, каждый раз выходил победителем на трёх мужских играх «Эрын гурбан наадан», возглавлял коллективную облавную охоту «аба хайдаг». Бурятский народ по праву гордится своим предком и почитает его память.
В сентябре 2010 года выходец из села Догой, руководитель компании «Лотос» из города Улан-Удэ Цыденжап Цыжипов со своими мастерами привезли памятник Бабжи Барас-батору в Агинское с последующей установкой его на постамент. До этого он был освящен буддийскими атрибутами. Об этом так написал один из руководителей общественной организации «Алтан Жаса» Батор Чимитдоржин: «Мы с Базаржапом Батомункиным, председателем общественной организации «Алтан Жаса», рано утром прибыли на место сборки памятника. В это время бригада только собиралась установить голову коня и приварить ее к туловищу памятника. Мы попросили их подождать, сказав им, что съездим в Агинский дацан. Приехав в дацан, встретились с шэрээтэ Бадма-ламхай Цыбиковым и объяснили, что идет сборка памятника. Тогда он дал нам специальную «бумба» - вазу с девятью драгоценностями и другими буддийскими атрибутами. На выходе с территории дацана нам встретились молодые ламы. Им объяснили цель приезда и попросили их помочь в установлении священного сосуда внутри памятника. Они с удовольствием согласились, и мы вместе приехали на место сборки. Привезли с собой Далай-ламын үрил, голубые хадаки и буддийские благовония. Молодые ламы Агинского дацана заложили драгоценную вазу «бумба» внутри памятника. По всей пустоте скульптуры вложили Далай-ламын үрил, зажгли благовония, тем самым освятили коня и всадника. Ламы в это время прочитали молитву, затем бригада начала устанавливать голову коня, приварив ее к основному туловищу. После этого памятник был поднят на высокий постамент и надежно установлен. Так был освящен и как бы «оживлен» памятник Бабжи Барас-батору».
Про легендарного батора впервые написали в 1859 году в №33 газеты «Иркутские губернские ведомости». Исследователь Сибири А.М.Позднеев писал, что Бабжи Барас-батор является последователем Бальжин-хатан, защитником своего народа. Ученый Г.Н.Румянцев в исторической записке «Хоринские буряты», составленной по итогам встречи с группой бурят, отметил, что в 1613 году Барту хан, ведущий свой род от Унжин хан-засагола, предводительствовал хоринцами и был убит в урочище Улыгей-Жалга близ Нерчинска. После его смерти заступил Бабуджи-Барус-багадур…
Еще много легенд, летописей, рассказов написано о предводителе хоринских бурят Бабжи Барас-баторе. В некоторых источниках упомянуто, что народ долгое время хранил и оберегал его боевые доспехи. Например, в музее с.Ульдурга Еравнинского района хранился его лук. А будуланцы до 1930-х годов ежегодно на молебен «Будаланай обоо» выносили из хранилища его щит, оберег, лук, другие личные предметы.
И сегодня жив в народной памяти легендарный Бабжи Барас-батор, потомки помнят и чтят его. Одно из свидетельств тому - монументальная скульптура всадника на могучем коне, в древнем военном одеянии, с копьем в руках, смотрящего на север, вглубь агинской степи.
Д.БАЗАРОВА,
главный библиотекарь отдела ИСО Агинской краевой библиотеки им.Ц.Жамцарано.