Главная » 2025 » Август » 5 » ООО «Руно» работает вопреки санкциям Запада

ООО «Руно» работает вопреки санкциям Запада

05.08.2025 в 09:27 просмотров: 90 комментариев: 0 Экономика

На площадке предприятия ООО «Руно» я бывал пару раз наскоками и цельного впечатления о масштабах переработки не получил. Вернее, не ощутил в силу своей постоянной спешки. Однако, снова решили заехать в гости к Бадмажапу Базарсадаевичу Батоеву, руководителю и основателю уникального производства в 2008 году, благо, цеха находятся неподалёку от посёлка. 

Приехали и, не дожидаясь его, начали экскурс вглубь цехов, возле входа одного из которых громоздилась огромные кучи настриженной овечьей шерсти, которую сортировали, мыли и упаковывали в аккуратные тюки. Одна из отправных точек «великого тюкового пути» - столица Бурятии, где знают толк и ценят агинскую шерсть под маркой ООО «Руно», а самое главное, уважают качественный продукт. Кстати, на тюки мы натыкались постоянно. Ими было занято всё свободное пространство. Если увиденное поначалу не произвело впечатления: часто видел подобные трудовые будни в детские годы на малой родине матери, в селе Цаган-Оль, то по мере того, как мы с командой журналистов заходили всё глубже и глубже, приходилось невольно удивляться с присвистом – цеха-то просто огромные. Одно моечное отделение чего стоит. Моечный конвейер растянулся метров на сто с лишним по моим прикидкам (на самом деле на 70 метров). Здесь кипела ремонтная работа, чинили один из узлов огромного агрегата. Вскоре конвейер придёт в движение и возобновит выдачу на пару тонны чистой и мягкой грубой или тонкой шерсти. Совсем белой, почти воздушной она станет на заключительном этапе обработки. Скинет её на «стол» прессовщикам и швеям одеял и пледов. Мы пропустили один из важных - начальный этап, сортировку по качеству и тонине шерсти.
Возле огромного стола, где вместо столешницы натянута мелкоячеистая сетка-рабица, сортировщицы охапками ложили ещё не мытую и не очищенную шерсть. Сквозь пустоты сетки вниз падает мусор, а классировщицы начинают ювелирную работу по отделению мериносового руно, которое однородное и тянется словно пряжа, от грубой шерсти. 
Спросили у одной из классировщиц Билигмы Базаргуруевны Базаргуруевой: «Работа тяжёлая?». На что она ответила: «Можно сказать, что тяжёлая. Для кого-то она рутинная и скучная, а для нас ответственная». Она уделила нам пару минут и объяснила методы и правила работы.
Как только вошёл в прессовочную, в нос ударил приятный запах чистой, мытой шерсти. Мимолётное воспоминание вновь унесло меня в далёкие годы, село моего детства – Цаган-Оль, где подобный запах чистой шерсти я уже вдыхал. Подошли к прессовщикам, осмотрели мощные агрегаты ещё советского производства, в доли секунды сминавшие рыхлые объёмы шерсти в аккуратные кубы со следующим одеванием в мешковину и шнурованием специальными лентами. По весу один тюк весьма тяжеловат, поднимая его, сразу и не скажешь, что внутри находится шерсть. Но что правда, то правда. Вес тюка достигает 70 кг. На наших глазах пресс выдавил «кубик» весом в 59 кило, что характеризуется жаркой погодой за окном и сухим микроклиматом в прессовочной. Прессовщик Александр Юрьевич Мыльников остановил работу и начал заливать масло в бачок самого заслуженного пресса 1960-х годов завода из города Актюбинск Казахской ССР. 
- Для чего масло заправляете?- спросил я.
- Для смазки подвижных элементов, - сказал прессовщик, работающий здесь с 2018 года, - трение, коррозия - штуки опасные. Масло позволяет продлить срок службы гидравлического пресса для шерсти. Важно заливать по нормативу.
На другом гидравлическом прессе производства 1989 года вовсю орудовал Батожаргал Будаевич Цыбигмитов, опытный прессовщик.
Б.Цыбигмитов: «Живу здесь рядом, у меня чабанская стоянка. Работаю в ООО «Руно» больше десяти лет. Это труд знакомый мне с самых ранних лет. Эти прессы практически вечные. Они, конечно, ломаются по мелочам, но в целом надёжные. Вон видите на шильдике красуется советский знак качества. Это ж неспроста!».
- Агинская грубая шерсть пользуется спросом и в Индии, там из них изготавливают высококлассные ковры на экспорт, - проинформировал меня главный редактор, в прошлом году, если не ошибаюсь, продали туда 40 тонн.
- А из тонкорунной шерсти что делают? – спросил я.
- К примеру, высококлассные костюмы «Бостон», лучшие шерстяные ткани и т.д. Им сносу нет.
С улицы нас позвал Бадмажап Базарсадаевич Батоев, после короткого приветствия пригласил нас внутрь дома, где располагается его «полевой штаб».
 «Приёмка шерсти началась первого июля. Пока отгрузку произвели кусочинцы, ушарбайцы и ООО «Түншэ». Но, как вы заметили, дожди затормозили стригальную кампанию, соответственно, и у нас задержка. Средние закупочные цены: мериносовую принимали в пределах 50 рублей за кг, свальк меринос - за 30 рублей. В тюках продаём в Улан-Удэ. Грубую белую шерсть отправляли в 2024г. на экспорт в Индию, где она пользуется спросом. Конечно, санкции больно ударили и по нам. Приходится вести расчёты в  рублях через монгольские банки, которые действуют на свой страх и риск, опасаясь санкционной гильотины США, но что поделать. Добавлю и следующий момент: наша продукция, следующая до Индии, идёт по железной дороге из Читы до Новороссийска шесть месяцев, а оттуда морскими судами ещё один месяц. Получается временная «вилка» - товар отправлен и получен, а деньги приходят через месяцев восемь, что неудобно нам. Сам порт в Новороссийске - наиболее удобный морской узел для транспортировки, но находится под угрозой ударов украинских дронов, так что имеется и риск потерять отправляемый товар. Интересны требования индийских партнёров: шерсть они моют кипятком без мыла и шампуней и сушат под солнцем, чтобы шерсть впитала её энергию. Забайкальская шерсть ничуть не хуже новозеландской или австралийской, обладает высокой тониной, жиропотом и другими качествами промышленной переработки. Да и сами австралийские поставщики сырья испытывают проблемы, если отгружают продукцию в Китай. Это вызывает недовольство у американцев, которые запрещают своим подчинённым партнёрам торговать с Поднебесной, её банками. Ведь если товар, произвёденный в Китае, поступает на рынок США, те же костюмы, к примеру, то там импорт облагается двухсотпроцентной пошлиной и, понятное дело, что такой дорогостоящий товар не купят. Поэтому нередко австралийские поставщики, стремясь избежать расходов за хранение сырья, падения цен на шерсть, просто-напросто сбрасывают тюки с шерстью в океан. Что сказать? Торговые и санкционные войны не утихнут никогда, а страдают производители, переработчики, поставщики и простые потребители. 
Штат сотрудников у нас практически постоянный – сортировщицы Билигма Базаргуруева и Светлана Гринёва, прессовщики Александр Мыльников и Батожаргал Цыбигмитов, технолог Соёлма Шобогорова, заведующий производством, человек-универсал Жаргал Раднаев, оператор котельной Дондок Гурожапов. Конечно, испытываем нехватку специалистов, но бросать работу не будем, вопреки всему: санкциям, девальвации рубля, другим невзгодам. Будем принимать и перерабатывать шерсть, поставлять её на внутренний и международный рынки».
Единственное предприятие в ДФО по первичной переработке тонкорунной овечьей шерсти ООО «Руно» - предприятие, важное для экономики, востребована и её продукция. Их работа - это вопрос престижа для Агинского округа, края.

Зорикто ОЛЗОЕВ.
Фото Саяна ДАШИЕВА.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES