Процедура нотариальной «телепортации»
В условиях стремительного развития цифровых технологий и перехода многих сфер жизни в электронный формат особенно актуальным становится вопрос юридической значимости электронных документов. Как обеспечить их юридическую силу, приравненную к документам на бумажном носителе? На этот вызов современности отвечает действующее законодательство Российской Федерации о нотариате, которым предусмотрено такое действие, как удостоверение равнозначности электронного документа бумажному, и наоборот, или как ее называют в профессиональной среде, «процедура нотариальной телепортации».
Юридическая значимость электронного документа в России закреплена в нескольких нормативных правовых актах. Ключевыми являются: Федеральный закон от шестого апреля 2011г. №63-ФЗ «Об электронной подписи», «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», «Гражданский кодекс Российской Федерации».
Согласно статьям 35, 37 основ законодательства о нотариате, нотариус либо должностное лицо органов местного самоуправления, уполномоченное на совершение нотариальных действий, вправе удостоверять равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу, и наоборот.
Учет сведений о должностных лицах органов местного самоуправления, уполномоченных на совершение нотариальных действий, ведется Управлением Минюста России по Забайкальскому краю, ознакомиться с такими сведениями можно на официальном сайте Управления.
Процедура удостоверения равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу, и наоборот, особенно актуальна при цифровом документообороте. В случае необходимости срочной передачи документа из одной местности в другую заинтересованные лица имеют право обратиться к нотариусу либо должностному лицу органов местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий.
Процедура на практике выглядит так: предъявление документа: лицо обращается с электронным файлом или бумажной копией. Проверка электронной подписи: нотариус (уполномоченное должностное лицо) проверяет действительность электронной подписи, если представляется электронный документ. Формирование копии: по результатам проверки создается заверенная копия: либо бумажная версия электронного документа либо электронный дубликат бумажного документа с электронной цифровой подписью. Удостоверительная надпись: на заверенной копии нотариус (уполномоченное должностное лицо) указывает, что оба документа равнозначны. Регистрация: вносится соответствующая запись в реестр нотариальных действий и Единую информационную систему нотариата.
Такая процедура может быть удобна при совершенно разных ситуациях, например, при срочной необходимости выдачи в установленном законом порядке доверенности в случае, если доверитель и доверенное лицо находятся в разных городах, передаче нотариально засвидетельствованной копии документа лицу, находящемуся в командировке, необходимости подачи нотариусу заявления в рамках дела о наследстве, но наследственное дело открыто в другом городе и прибыть туда лично не получается.
Нотариальная телепортация предоставляет возможность переводить формат документа из бумажного в электронный и обратно с сохранением его юридической силы, благодаря чему можно в кратчайшие сроки получить необходимую доверенность или согласие с другого конца нашей необъятной страны.
М.БАКУЛЕВ,
заместитель начальника отдела по вопросам
адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния
Управления Минюста России по Забайкальскому краю.