ПРОЕКТ УСТАВ АГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПРОЕКТ
УСТАВ
АГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Принят решением
Совета Агинского
муниципального округа
от ___ _______ 202__ года № __
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия и термины
Основные понятия и термины, используемые в настоящем Уставе, применяются в значениях, установленных Федеральным законом от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ).
Статья 2. Наименование муниципального округа
1. Наименование муниципального округа – Агинский муниципальный округ Забайкальского края (далее также – Агинский муниципальный округ, муниципальный округ).
2. Сокращенная форма наименования муниципального округа – Агинский муниципальный округ.
3. Сокращенная форма наименования муниципального округа наравне с наименованием муниципального округа, определенным в соответствии с частью 1 настоящей статьи, используется в официальных символах муниципального округа, наименованиях органов местного самоуправления муниципального округа, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления муниципального округа, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Уставом.
Статья 3. Официальные символы муниципального округа
1. Муниципальный округ в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.
2. Официальные символы муниципального округа и порядок официального использования указанных символов устанавливаются нормативным правовым актом Совета муниципального округа.
ГЛАВА II. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Статья 4. Территория муниципального округа
1. Территорию муниципального округа составляют все земли, находящиеся в границах муниципального округа, независимо от форм собственности и целевого назначения.
2. В состав территории муниципального округа входят населенные пункты: поселок городского типа Новоорловск, поселок городского типа Орловский, село Амитхаша, село Будулан, село Гунэй, село Кункур, село Сахюрта, село Судунтуй, село Урда-Ага, село Цокто-Хангил, село Челутай, село Хойто-Ага, село Южный Аргалей.
3. Административным центром муниципального округа является поселок городского типа Агинское.
Статья 5. Границы муниципального округа
Границы муниципального округа устанавливаются законом Забайкальского края.
Статья 6. Изменение границ муниципального округа, преобразование муниципального округа
Изменение границ муниципального округа, преобразование муниципального округа осуществляется законом Забайкальского края по инициативе населения муниципального округа, органов местного самоуправления муниципального округа, а также органов государственной власти Забайкальского края, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом № 33-ФЗ.
ГЛАВА III. ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
Статья 7. Вопросы местного значения муниципального округа
К вопросам местного значения муниципального округа относятся:
1) составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального округа;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального округа;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа;
4) организация в границах муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
5) осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения;
6) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) обеспечение проживающих в муниципальном округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
8) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа;
9) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального округа;
10) разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального округа, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;
11) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального округа;
12) организация охраны общественного порядка на территории муниципального округа муниципальной милицией;
13) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке муниципального округа сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;
14) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального округа;
15) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального округа, в том числе организация и проведение в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды общественных обсуждений планируемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального округа;
16) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), организация предоставления дополнительного образования взрослых по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;
17) создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального округа (за исключением территорий муниципальных округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
18) создание условий для обеспечения жителей муниципального округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
19) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек муниципального округа;
20) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального округа услугами организаций культуры;
21) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в муниципальном;
22) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального округа;
23) обеспечение условий для развития на территории муниципального округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального округа;
24) создание условий для массового отдыха жителей муниципального округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;
25) формирование и содержание муниципального архива;
26) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
27) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
28) утверждение правил благоустройства территории муниципального округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального округа;
29) утверждение генеральных планов муниципального округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных округов, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
30) утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе»;
31) принятие решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов муниципального округа, установлении и изменении их границ, а также осуществление разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов;
32) осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов муниципального округа;
33) присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах муниципального округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре;
34) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
35) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории муниципального округа;
36) осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения;
37) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального округа;
38) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
39) создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству);
40) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью, участие в реализации молодежной политики, разработка и реализация мер по обеспечению и защите прав и законных интересов молодежи, разработка и реализация муниципальных программ по основным направлениям реализации молодежной политики, организация и осуществление мониторинга реализации молодежной политики в муниципальном округе;
41) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, а также правил использования водных объектов для рекреационных целей;
42) оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин;
43) осуществление муниципального лесного контроля;
44) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд муниципального округа в соответствии с федеральным законом;
45) осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального округа;
46) организация в соответствии с федеральным законом выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории;
47) принятие решений и проведение на территории муниципального округа мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, направление сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в Единый государственный реестр недвижимости;
48) осуществление выявления объектов накопленного вреда окружающей среде и организация ликвидации такого вреда применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципального округа;
49) осуществление учета личных подсобных хозяйств, которые ведут граждане в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», в похозяйственных книгах.
Статья 8. Права органов местного самоуправления муниципального округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципального округа
Органы местного самоуправления муниципального округа вправе решать вопросы, указанные в части 1 статьи 161 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Забайкальского края, за счет доходов бюджета муниципального округа, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципального округа по решению вопросов местного значения муниципального округа
В целях решения вопросов местного значения муниципального округа органы местного самоуправления муниципального округа обладают следующими полномочиями:
1) принятие устава муниципального округа и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
2) установление официальных символов муниципального округа;
3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
5) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении»;
6) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»;
7) полномочиями в сфере стратегического планирования, предусмотренными Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
8) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по вопросам изменения границ муниципального округа, преобразования муниципального округа;
9) организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального округа, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
10) учреждение печатного средства массовой информации и (или) сетевого издания для обнародования муниципальных правовых актов, доведения до сведения жителей муниципального округа официальной информации;
11) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с Федеральным законом;
12) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, организация подготовки кадров для муниципальной службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об образовании и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе;
13) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального округа, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
14) иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом, настоящим Уставом.
Статья 10. Осуществление органами местного самоуправления муниципального округа отдельных государственных полномочий
1. Органы государственной власти Забайкальского края вправе передавать органам местного самоуправления муниципального округа осуществление отдельных государственных полномочий, осуществляемых органами государственной власти Забайкальского края на территории муниципального округа, в соответствии со статьей 34 Федерального закона № 33-ФЗ и с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», при условии передачи органам местного самоуправления необходимых для осуществления указанных полномочий материальных ресурсов и финансовых средств.
2. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных полномочий Российской Федерации, полномочий Забайкальского края в пределах субвенций, предоставленных местным бюджетам в целях финансового обеспечения осуществления соответствующих полномочий.
Статья 11. Муниципальный контроль
1. Органы местного самоуправления муниципального округа организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения муниципального округа, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Забайкальского края.
2. Организация и осуществление видов муниципального контроля регулируются законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации.
ГЛАВА IV. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 12. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
1. К формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления относятся:
1) местный референдум;
2) муниципальные выборы;
3) сход граждан.
2. К формам участия населения в осуществлении местного самоуправления относятся:
1) опрос;
2) публичные слушания;
3) собрание граждан;
4) инициативные проекты;
5) территориальное общественное самоуправление;
6) сельский староста.
3. Наряду с предусмотренными Федеральным законом № 33-ФЗ формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законам Забайкальского края.
4. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности.
Статья 13. Местный референдум
1. Местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросов местного значения).
2. Местный референдум проводится на всей территории муниципального округа.
3. Решение о назначении местного референдума принимается Советом муниципального округа:
1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;
2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом;
3) по инициативе Совета муниципального округа и главы муниципального округа, выдвинутой ими совместно.
4. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального округа. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
5. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию.
6. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального округа и не нуждается в утверждении какими-либо органами публичной власти, их должностными лицами.
7. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным настоящим Уставом.
8. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.
9. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами Забайкальского края.
Статья 14. Муниципальные выборы
1. Муниципальные выборы в муниципальном округе проводятся в целях избрания депутатов Совета муниципального округа на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Муниципальные выборы назначаются Советом муниципального округа. В случаях, установленных Федеральным законом № 67-ФЗ, муниципальные выборы назначаются избирательной комиссией, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума или судом.
3. Муниципальные выборы назначаются Советом муниципального округа не ранее чем за 90 и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования.
4. Муниципальные выборы депутатов Совета муниципального округа проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.
5. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом № 67-ФЗ и законом Забайкальского края для проведения муниципальных выборов.
6. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию.
Статья 15. Сход граждан
1. Сход граждан может проводиться в случаях, предусмотренных статьей 45 Федерального закона № 33-ФЗ.
2. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта (либо части его территории).
3. Сход граждан может созываться главой муниципального округа либо Советом муниципального округа, в том числе по инициативе группы жителей соответствующей части территории населенного пункта численностью не менее 10 человек.
4. Орган местного самоуправления, по инициативе которого созывается сход граждан, не позднее чем за 20 дней до дня проведения схода граждан оповещает жителей муниципального округа о дате, времени и месте проведения схода граждан, а также извещает жителей об ознакомлении с проектом муниципального правового акта и материалами по вопросам, выносимым на решение схода граждан, определяет вопросы выносимые на обсуждение сходом граждан, порядок регистрации жителей населенного пункта принимающих участие в сходе граждан, осуществляет организационные вопросы.
5. В случае, если в населенном пункте отсутствует возможность одновременного совместного присутствия более половины обладающих избирательным правом жителей данного населенного пункта, сход граждан проводится поэтапно в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения о проведении схода граждан. При этом лица, ранее принявшие участие в сходе граждан, на последующих этапах участия в голосовании не принимают.
6. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.
7. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным настоящим Уставом.
8. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию.
Статья 16. Опрос
1. Опрос граждан может проводиться на всей территории муниципального округа или на части его территории для выявления мнения населения при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципального округа в части осуществления полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросов местного значения), а также органами государственной власти Забайкальского края в части осуществления полномочий по решению вопросов установления общих принципов организации местного самоуправления.
2. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального округа, обладающие избирательным правом.
В опросе граждан по вопросу выявления мнения граждан о поддержке инициативного проекта вправе участвовать жители муниципального округа или его части, в которых предлагается реализовать инициативный проект, достигшие восемнадцатилетнего возраста.
3. Опрос граждан проводится по инициативе:
1) Совета муниципального округа или главы муниципального округа;
2) органов государственной власти Забайкальского края;
3) жителей муниципального округа или его части, в которых предлагается реализовать инициативный проект, – для выявления мнения граждан о поддержке данного инициативного проекта.
4. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется нормативными правовыми актами Совета муниципального округа в соответствии с законом Забайкальского края.
5. Решение о назначении опроса граждан принимается Советом муниципального округа в течение трех месяцев с момента поступления инициативы проведения опроса граждан.
Для проведения опроса граждан может использоваться официальный сайт муниципального округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
6. Результаты опроса носят рекомендательный характер и подлежат обнародованию.
Статья 17. Публичные слушания
Порядок назначения и проведения публичных слушаний определяется нормативными правовыми актами Совета муниципального округа.
Статья 18. Собрание граждан
1. Собрания граждан могут проводиться:
1) для обсуждения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросов местного значения);
2) для информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
3) на территории муниципального округа или на части его территории по вопросу выявления мнения граждан о поддержке инициативного проекта;
4) в сельском населенном пункте по вопросу выдвижения кандидатуры сельского старосты, а также по вопросу досрочного прекращения полномочий сельского старосты;
5) в целях осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального округа.
2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, Совета муниципального округа, главы муниципального округа, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
3. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Федеральным законом № 33-ФЗ, нормативными правовыми актами Совета муниципального округа, уставом территориального общественного самоуправления.
4. В собрании граждан, проводимом в сельском населенном пункте по вопросу выдвижения кандидатуры сельского старосты, по вопросу досрочного прекращения полномочий сельского старосты, могут принять участие граждане Российской Федерации, проживающие на территории данного сельского населенного пункта и обладающие активным избирательным правом, а также граждане Российской Федерации, достигшие на день проведения собрания граждан восемнадцатилетнего возраста и имеющие в собственности жилое помещение, расположенное на территории данного сельского населенного пункта, в случае, если это установлено муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом Забайкальского края.
5. Решение по вопросу выдвижения кандидатуры сельского старосты, а также по вопросу досрочного прекращения полномочий сельского старосты принимается большинством голосов участников собрания граждан.
6. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
7. Итоги собрания граждан подлежат официальному обнародованию.
Статья 19. Инициативные проекты
1. В целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального округа или его части, по решению вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления муниципального округа, в администрацию муниципального округа, может быть внесен инициативный проект.
Порядок определения части территории муниципального округа, на которой могут реализовываться инициативные проекты, устанавливается нормативным правовым актом Совета муниципального округа.
2. С инициативой о внесении инициативного проекта вправе выступить инициативная группа численностью не менее десяти граждан, достигших восемнадцатилетнего возраста и проживающих на территории муниципального округа, органы территориального общественного самоуправления, сельский староста (далее – инициаторы проекта). Минимальная численность инициативной группы может быть уменьшена нормативным правовым актом Совета муниципального округа. Право выступить инициатором проекта в соответствии с нормативным правовым актом Совета муниципального округа может быть предоставлено также иным лицам, осуществляющим деятельность на территории муниципального округа.
3. Порядок выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а также проведения их конкурсного отбора устанавливается нормативным правовым актом Совета муниципального округа.
4. В отношении инициативных проектов, выдвигаемых для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Забайкальского края, требования к составу сведений, которые должны содержать инициативные проекты, порядок рассмотрения инициативных проектов, в том числе основания для отказа в их поддержке, порядок и критерии конкурсного отбора таких инициативных проектов устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом Забайкальского края.
Статья 20. Территориальное общественное самоуправление
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального округа для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросов местного значения) муниципального округа.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, Советом муниципального округа.
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний (конференций) граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
3. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления администрацией муниципального округа.
Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется нормативными правовыми актами Совета муниципального округа.
4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях (конференциях) граждан, проживающих на соответствующей территории.
5. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, регистрации его устава, условия и порядок выделения необходимых средств из бюджета муниципального округа определяются нормативными правовыми актами Совета муниципального округа.
Статья 21. Сельский староста
1. Для организации взаимодействия органов местного самоуправления муниципального округа и жителей сельского населенного пункта при решении вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросов местного значения) муниципального округа в сельском населенном пункте, расположенном в муниципальном округе, может назначаться сельский староста.
2. Сельский староста назначается Советом муниципального округа, в состав которого входит данный населённый пункт, по представлению собрания граждан сельского населенного пункта. Сельский староста назначается из числа граждан Российской Федерации, проживающих на территории данного сельского населенного пункта и обладающих активным избирательным правом, и граждан Российской Федерации, достигших на день представления собранием граждан восемнадцати лет и имеющих в собственности жилое помещение, расположенное на территории данного сельского населенного пункта.
3. Срок полномочий сельского старосты составляет 5 лет.
4. Порядок назначения сельского старосты, полномочия сельского старосты, основания и порядок прекращения полномочий сельского старосты, гарантии деятельности и иные вопросы статуса сельского старосты устанавливаются нормативным правовым актом Совета муниципального округа в соответствии законом Забайкальского края.
(Продолжение по следующей ссылке -
https://www.aginsk-pravda.ru/news/proekt_ustav_aginskogo_municipalnogo_okruga_zabajkalskogo_kraja/2025-09-04-14854)