Главная » 2025 » Июль » 22 » Сультим Бадмаев - эмчи-лама с поразительной судьбой

Сультим Бадмаев - эмчи-лама с поразительной судьбой

22.07.2025 в 10:44 просмотров: 281 комментариев: 0 Власть и общество

Ровно 195 лет назад на свет появился Сультим (Александр) Бадмаев (на снимке), доктор тибетской медицины. В некоторых источниках годом его рождения указывается 1826-й, в других - 1827-й. Мы же опираемся на данные «Энциклопедии Забайкальского края», где обозначен год 1830-й.

Сультим (Александр) Бадмаев родился в улусе Таптанай Дульдургинского района. Отец его - Донсуханов Бадма - происходил из баруун хуасайского рода, переселившегося из Тугнуйской долины Бурятии в агинские степи. Прадед Сультима - Засогол Шуленге-Басуту - ездил с бурятской делегацией в 1703 году в Москву и получил грамоту от Петра I.
Большая семья Бадмы Донсуханова и Пагмы Монтухановой, где росли 14 детей, в том числе, семеро сыновей, имела 50 голов КРС, 100 овец и 30-40 лошадей. Поэтому дети рано приучались к домашнему труду, ухаживали и пасли скот. Бадма, будучи грамотным и честолюбивым человеком, стремился дать образование своим детям. Старшего сына Сультима в шестилетнем возрасте отдали в буддийскую школу Агинского дацана. После трудной десятилетней учебы Сультим успешно окончил медицинский факультет буддийской высшей школы, ему присвоили звание ученого ламы (манрамба), то есть, профессора тибетской медицины. Став одним из образованных лам Агинского дацана, весьма успешно занимался врачебной деятельностью сначала среди местного бурятского населения, а затем и среди русских и тунгусов Восточного Забайкалья.
В период разразившейся в 1852 году тифозной эпидемии в городе Чита начался мор среди населения. Встревоженный генерал-губернатор Восточной Сибири граф Муравьев-Амурский, будучи наслышанным о тибетской медицине, пригласил самого известного ее представителя в этом краю эмчи-ламу Сультима Бадмаева для борьбы с эпидемией. Страшная эпидемия, унесшая жизнь многих читинцев и оказавшаяся не под силу медицинским работникам, была побеждена примененными ученым-ламой методами и средствами тибетской медицины. Сультим Бадмаев был избран членом-сотрудником Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества.
Молва о лечебной практике С.Бадмаева получила широкое распространение по всей Сибири, дошла до столицы Российской империи. При содействии Н.Муравьева-Амурского в 1857 году Сультим был приглашен в столицу, где прошел непростые испытания, методы его лечения были проверены самым строгим образом. В 1860 году вышел вердикт, согласно которому Бадмаеву разрешено было лечить больных в военном госпитале. Причем, перед ним были поставлены жесткие условия: «По высочайшему повелению Медицинский департамент Военного министерства (своим решением №10182 от 3 октября 1860 года) предлагает Бадмаеву лечить больных, одержимых бугорчаткой (устаревшее название туберкулёза) во всех степенях развития и испытать свои средства над больными, одержимыми раком, в Николаевском военном госпитале под наблюдением врачей». Если эмчи Бадмаев не докажет на практике, что его лечение приносит пользу, то, говорилось в решении, правительство откажет ему в медицинской практике. Однако жесткие требования не остановили Бадмаева, и он сумел справиться с поставленными задачами, трудясь упорно и самозабвенно. 
В 1860 году он открывает в Петербурге аптеку тибетских лекарств, начинает заниматься частной практикой. Многие его пациенты были вылечены, факты чудодейственных исцелений способствовали умножению рядов его поклонников. Через год выдержал экзамен на звание лекарского помощника, и 16 января 1862 года ему присвоили чин с правом носить военный мундир и пользоваться привилегиями военного врача. В 1865 году был произведен в губернские секретари.
Одним из его пациентов стал настоятель храма Святого Пантелеймона Иоанн Кронштадтский, и для братьев Бадмаевых встреча с ним стала судьбоносной. Иоанн познакомил их с цесаревичем Александром (будущий император Александр III) и, когда в 1872 году Сультим и Жамсаран пожелали перейти в православие, наследник престола стал их крестным отцом. Сультиму при крещении было дано имя правящего императора Александра II, Жамсарану - Петр - имя первого российского императора. Оба брата получили отчество своего крестного отца – стали Александровичами. 
Крещение Сультима многие называют притворным. Имеются сведения, что ранее он, напротив, противодействовал крещению своих земляков и на родине даже был арестован за антироссийскую пропаганду. 13 июля 1866 года епископ Селенгинский Вениамин (Благонравов) писал архимандриту Владимиру (Петрову) об аресте Сультима: «…Буряты сами представили все его письма, частные и циркулярные, также что-то вроде прокламации, в которых он возбуждал в них дух недовольства и обращал мысли их в Монголию, более всего напирал на то, что крестят их для того, чтобы обратить потом в крестьян и отдать в солдаты». Но это всё же было ещё за шесть лет до его крещения. В 1866 году никто не захотел всерьёз заниматься делом уже ставшего влиятельным и имевшего высоких покровителей столичного врача.
К Александру Александровичу Бадмаеву потянулись больные, он приобрел среди них влиятельных и сановных людей столичного города. Его женой стала русская женщина. А.А.Бадмаев женился на дочери действительного статского советника М.А.Зубкова. Позднее, в 1872 году, Александра Михайловна стала восприемницей при крещении Жамсарана. 
Известно, что к моменту приезда в Петербург Сультим Бадмаев имел написанную на старомонгольском книгу «Лечебник», которая являлась переводом с тибетского на монгольский язык основного трактата тибетской медицины «Жуд-ши». Перевести на русский язык он не смог, так как плохо знал русский. К сожалению, он так и не овладел хорошо русским языком. С 1866 года он безвозмездно работал лектором монгольского языка на факультете восточных языков Петербургского университета, с 1868 года разрешена была выдача его лекторского оклада.
В знак благодарности за успешную медицинскую практику по применению средств и методов тибетской медицины российский император повелел младшего брата Сультима Жамсарана «поместить в Иркутскую гимназию в комплекте пансионеров Его Императорского Величества». Жамсаран успешно обучился в Иркутской гимназии, которую окончил с золотой медалью. У него появилась возможность стать чиновником в Забайкальской области. Но судьба распорядилась по-другому: старшему брату Сультиму был нужен помощник и преемник. Выбор пал на Жамсарана, который приехал в столицу Российской империи и стал студентом факультета восточных языков Петербургского университета, одновременно обучаясь у брата и помогая ему в медицинской практике. После смерти брата он, будучи еще студентом, стал владельцем его аптеки.
Сультим Бадмаев скончался 27 сентября 1873 года весьма почитаемый населением, медицинской и университетской общественностью. Детей у него не было, однако он сыграл огромную роль в воспитании и учебе младшего брата Жамсарана (Петра Александровича) Бадмаева, к которому перешло в распоряжение его богатое медицинское наследие. Впоследствии основным продолжателем его дела стал их племянник Осор, по православию Николай Николаевич Бадмаев, выпускник Императорской Военно-медицинской Академии.

Д.БАЗАРОВА, 
главный библиотекарь отдела ИСО Агинской 
краевой библиотеки им.Ц.Жамцарано.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES