Главная » 2025 » Декабрь » 12 » Туяна Цыбенова: «Радуюсь, когда у ребенка исправляется нарушенный звук»

Туяна Цыбенова: «Радуюсь, когда у ребенка исправляется нарушенный звук»

12.12.2025 в 15:47 просмотров: 17 комментариев: 0 Образование

Все знают, что логопеды помогают исправлять речевые нарушения у детей и взрослых. Они также обучают важнейшим навыкам: правильно произносить нарушенные звуки в речи, развивают фонематический слух и восприятие, работают над слоговой структурой слова и связной речью. Особенно важно заметить и устранить дефекты речи в дошкольном возрасте, чтобы избежать проблем с учебой в школе. 
Сегодня мы беседуем с руководителем городского методического объединения службы сопровождения дошкольных организаций, логопедом детского сада «Багульник» п.Агинское Т.В.Цыбеновой (на снимке).

- Туяна Валерьевна, в каком возрасте и по каким критериям можно понять, что у ребенка проблемы с произношением, и пора обратиться к логопеду?
- В три года, иногда и до трех лет уже становится понятно, что у ребенка могут быть проблемы с развитием речи, если он совсем не говорит или его речь очень скудная, используется только лепет или отдельные звуки. Также стоит насторожиться, если ребенок не может повторить слова, не реагирует на речь или испытывает трудности с пониманием простых инструкций. Если вы заметили такие признаки, важно обратиться к специалистам. Для выявления и устранения причин нужно обратиться к врачам узкого профиля – сурдологу, оториноларингологу, стоматологу, неврологу, психиатру. Логопед в детском саду занимается с детьми старшего дошкольного возраста по итогам входной диагностики и рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
- Чем конкретно занимается логопед и какие методы использует?
- Учитель-логопед проводит коррекционные занятия, направленные на развитие артикуляционного аппарата, фонетико-фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи, связную монологическую речь и отрабатывает прямую воздушную струю воздуха для постановки определенных звуков. В коррекционной работе каждый специалист использует различные методы, приемы и технологии разных авторов.
- Например? Какие из них эффективные?
- Для неговорящих детей мной используются авторские методики Новиковой-Иванцовой, Е.Круогла и Е.Балдиной и т.д.
- Как проходят Ваши занятия?
- Занятия проводятся по утвержденному расписанию, согласно нормативному документу логопункта в игровой форме в утренний промежуток времени индивидуально или в маленьких подгруппах.
- Сколько надо времени, чтобы поставить правильное звукопроизношение?
- Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка и помощи родителей в домашних условиях – от двух недель до неопределенного времени.
- Как родители могут дома заниматься?
- Дома родителям нужно заниматься по рекомендациям учителя-логопеда. При выполнении различных заданий могут использоваться любые предметы, которые имеются дома, можно закреплять те или иные задания по пути домой из детского сада или в любой другой обстановке. Но упражнения желательно выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог видеть свою артикуляцию при постановке звуков.
- Какие звуки самые трудные в русском языке? 
- Это индивидуально. Для кого-то звук «Р» сложно поддается постановке, а для другого проблема – межзубные произношения. К примеру, для постановки звука «Р» существует 19 способов. Поэтому каждый логопед подбирает подходящий способ постановки именно этого звука индивидуально для каждого ребенка.
- Какие дефекты речи сейчас чаще всего встречаются у детей дошкольного возраста?
- Межзубный сигматизм свистящих и шипящих звуков, искажения и замена шипящих и сонорных звуков. У детей слабо развит артикуляционный аппарат. Одной из причин, на мой взгляд, является питание малышей до трех лет.
- А как питание влияет на развитие артикуляционного аппарата? 
- Для улучшения подвижности артикуляционного аппарата советую давать малышам твердую пищу, дать возможность язычку двигаться в ротовой полости при пережевывании пищи. Игры на быстроту очищения блюдец или тарелок язычком «Чья тарелка чище? Кто быстрей?» тоже способствуют укреплению мышц и подвижности язычка. Подвижность губ, щек тоже играет немаловажную роль при произношении звуков. Для этого можно придумать много различных игр в домашних условиях.  
- К Вам обращаются дети с задержкой развития речи? Как с ними работаете?
- В последние годы увеличивается количество детей с задержкой психического развития в дошкольных образовательных учреждениях. С такими детьми ведется комплексная психолого-педагогическая работа, которая включает, помимо учителя-логопеда, еще и педагога-психолога и учителя-дефектолога. Коррекционная работа ведется на основании заключения ПМПК, после входной диагностики составляется индивидуальный маршрут каждого ребенка.
- Вы являетесь руководителем сообщества логопедов в Агинском округе…
- На протяжении многих лет в городском округе «Поселок Агинское» функционирует методическое объединение специалистов службы сопровождения дошкольных учреждений, руководителем которого я являюсь. Работа нашей службы направлена на обеспечение комплексной поддержки и развития детей дошкольного возраста, а также для оказания помощи их семьям. У каждого специалиста своя структура работы, функциональные обязанности и направления. Служба сопровождения дошкольных образовательных учреждений поселка является важным звеном в системе поддержки и развития детей, создавая условия для их успешной адаптации, обучения и благополучия.
- Что нравится в Вашей профессии? 
- Помогать детям развивать свои возможности и раскрывать их скрытые таланты. Радуюсь, когда у них появляется нарушенный звук. Работая с детьми, сама становлюсь иногда ребенком. Разве не это счастье, когда ты добиваешься результата?
- Расскажите, где учились на логопеда?
- Специальность «Учитель-логопед» я получила в Биробиджанском государственном педагогическом институте – это мое второе образование. По первой специальности я учитель начальных классов после окончания Агинского педагогического училища имени Базара Ринчино, в школе проработала десять лет. Учителем-логопедом работаю с 2002 года, затем прошла переквалификацию на учителя-дефектолога, проработала четыре года, совмещая с основной работой. Общий педагогический стаж у меня 33 года.
- Спасибо за беседу.

Цыпелма НАМСАРАЕВА.
Фото из личного архива.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES