14:26 Впервые после многих лет забвения |
16 июля в Узонском дацане впервые ламами Дуйнхор дугана из Улан-Удэ проведена уникальная буддийская церемония - мистерия Цам. Она была посвящена 190-летию Тарбагатайского, ныне Узонского дацана «Даши Тубдэнлинг» и 75-летию Дульдургинского района.
Годы советской власти – время гонений и притеснения всех религий, разрушения храмов, утраты многих культурных религиозных традиций - нанесли непоправимый урон культуре народа. Сегодня идет процесс восстановления буддийской религиозно-философской мысли, реконструкции ряда традиций, утраченных в течение десятилетий. С благословления XXIV-го Пандито Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева мистерия Цам при поддержке выдающегося тибетского Мастера Тантры Калачакры Агван Чжамцо Багши была восстановлена ламами Дуйнхор дацана спустя 83 года после ее последнего проведения на территории Бурятии.
-Изначально Цам предназначался для того, чтобы дать верующим возможность более глубоко понять религиозные тексты. Если в древности ламы могли, прочитав текст, представить все, о чем говорят учителя или написано в книге, то простым неграмотным людям было трудно вообразить все это. Для них религиозные тексты переводились на язык мистерии, представления с разными персонажами. Так они становились ближе и понятнее. В те далекие времена у людей не было радио или телевидения. Все персонажи Цама были легко узнаваемыми, их знал каждый верующий. Персонажи Цама должны походить на их описание в книгах вплоть до деталей. В религиозных книгах имеется много подробных описаний. Например, сахюсаны — стражи, защитники веры. Нужно отобразить, в какой обуви они ходят, во что одеты, что держат в руках, какие у них четки, где они живут, какими чертами характера обладают. Или злые персонажи — когда люди читали книги, многим было трудно понять всю их кошмарность. А тут они видели их наяву, с трепетом и благоговением смотрели, как с ними борются. Это производило неизгладимое впечатление. О празднике Цам сейчас в народе мало кто помнит, оно забыто, это красочное зрелище мы видели разве что на старых фотографиях и в кинофильме «Потомок Чингисхана». Эти праздники имели не только религиозный смысл, в старину они были воистину всенародным праздником для буддистов. Буда-лама рассказал, что в самом дацане ламы провели сначала молебен, на котором они пригласили божества спуститься к ним, угостили их, преподнесли угощения и прочитали восхваления, затем для множества собравшихся верующих прошла сама красочная церемония мистерия Цам, где мы могли лицезреть исполнителей в масках разных божеств. Из дверей дацана друг за другом выходили различные мифические персонажи буддийского пантеона, стуча и пританцовывая на ходу (на снимке). В самом конце появился Сагаан убгэн – Белый старец. Во время танца персонажи Цама в такт музыке громко пели тексты заклинаний – тарни, мантры, в которых было что-то вроде динамичной медитации. Сакральный смысл этой древнейшей буддийской религиозной традиции заключается в даровании всем живым существам очищения и благословения на лучший путь в этой жизни, устранение всех препятствий - внутренних и внешних, а для ушедших - дарование освобождения от пребывания в плохих участях, получение рождения в благих уделах. К мистерии важно относиться с верой в могущество происходящего. Цам - это танец божеств, в котором уничтожается весь негатив окружающего пространства. Там, где присутствуют божества, нет места плохим мыслям, плохим деяниям и плохой речи. Буда-лама сказал, что все, кто присутствовал в этот день в Узонском дацане - счастливые люди. Кто хотя бы однажды видел мистерию Цам, нарабатывает благие деяния, которые помогут обрести лучшее перерождение в следующей жизни. Мистерия Цам имеет глубокий внутренний смысл, увидев своими глазами это действо, люди еще больше укрепляются в вере, глубже проникаются идеями буддизма и получают стимул для дальнейшего изучения священных писаний, продвижения религии.
Базаржаб РИНЧИНОВ, фото автора. Прикрепления: Картинка 1 |
|
Всего комментариев: 0 | |
| |