Главная » 2018 » Февраль » 6 » Цырендаши Гунгаев: «Требования к школам растут в геометрической прогрессии»

Цырендаши Гунгаев: «Требования к школам растут в геометрической прогрессии»

06.02.2018 в 11:24 просмотров: 761 комментариев: 0 Образование

2017 год уже стал историей, передав эстафету году новому - году новых ожиданий и вызовов. Люди подвели итоги своей работы. Это касается и руководителей одних из самых важных в жизни села, поселка, города, государства в целом образовательных учреждений. Редакция газеты «Агинская правда» встретилась с директором Цокто-Хангильской средней общеобразовательной школы Ц.Б.Гунгаевым и в теплой, дружеской обстановке побеседовала с ним.


  - Цырендаши Баярович, расскажите о Вашем учреждении...
- МОУ «Цокто-Хангильская средняя общеобразовательная школа им. Ч-Л.Базарона» как средняя школа функционирует с 1967 года и реализует образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. На сегодняшний день в школе обучаются 129 детей. Работают 26 педагогических работников. Квалификационный уровень педагогических работников составляет 61 процент. Средний возраст – 44 года. Школа постоянно находится в инновационном режиме развития. Реализовано много инновационных проектов, которые дают плодотворные результаты, влияющие на повышение качества образования. В данное время реализуется проект, направленный на создание экономической практико-ориентированной среды в школе для успешной социализации выпускников. Мы считаем, что обогащение школьной среды, ее разнообразие, позволяет процесс обучения и воспитания сделать более эффективным, при этом учесть индивидуальные возможности каждого ученика. Внедрение ФГОС среднего общего образования в экспериментальном режиме привело к созданию в Агинском районе сетевой старшей школы. Южная старшая сетевая школа объединяет ресурсы пяти южных школ – Цокто-Хангильской, Судунтуйской, Будуланской, Кункурской и Гунэйской. Базовой ресурсной школой является наша школа. Сегодня роли учителя и ученика подвергаются значительным изменениям. Причина тому - требования века информационных технологий, возросшие темпы жизни. Профессионализм учителя, его компетентность определяют не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни. Учитель сегодня практически действует в режиме эксперимента на каждом этапе урока. Задача учителя в условиях перехода на профессиональный стандарт заключается не в передаче знания, а в поддержке зарождающихся в самом ученике новых видов деятельности. При этом учащиеся, превращаясь в субъектов образовательной деятельности, должны сами создавать и развивать свою базу знаний, чтобы научиться самостоятельно решать учебные задачи и проблемы. Задача учителя состоит в том, чтобы создать благоприятную учебную среду, поддерживая, побуждая и консультируя обучающихся сопровождать учебные процессы. 
- Что на сегодняшний день представляет собой отечественное среднее общее образование – это скопированная модель западной системы или же современное российское образование вобрало в себя самое лучшее? Ваше мнение на этот счет.
- Современная Россия – это очень молодое государство. И многие элементы системы  находятся в стадии формирования. Система образования, в том числе. Можно сказать, в стадии поиска, обретения себя. Конечно, что-то заимствуется из западных систем, но заимствование либо может подойти, либо нет. Например, до сих пор общество спорит о ЕГЭ, его пользе или вреде. Если посмотреть на мировую практику, то любая успешная образовательная система строится как на своих достижениях, так и на достижениях других стран, «взятых на вооружение». Например, успешные образовательные системы Финляндии, Сингапура. Безусловно, перед внедрением любое новшество проходит долгие годы апробации. Также стоит заметить, что российская система образования не появилась из ниоткуда, а базируется на достижениях сильной советской системы образования.  
- В молодежной среде популярно высказывание: «Все великие люди – не очень хорошо учились в школе», интересно Ваше мнение на этот счет. 
- На мой взгляд, правильнее будет перефразировать следующим образом: «Среди великих людей встречаются и недоучки». Лично мне крайне сложно называть недоучками таких людей, как Стив Джобс, Билл Гейтс или Марк Цукерберг. Существуют такие категории, как массовое и уникальное, стандартное и нестандартное. Упомянутые выше персонажи как раз не вписываются в стандартные модели поведения, они – уникумы. 
Эти герои современности самоопределились в ранние студенческие годы и «дело их жизни» требовало  больших ресурсов, в первую очередь, времени и выбор своего дальнейшего пути был для них очевиден. К сожалению, современная молодежь мало читает. Если читает литературу, то в кратком изложении. 
Но это уже не литература, это шпаргалки. Новостные строки, которые характерны для интернета – предельно лаконичны, и причинно-следственные связи в них не фигурируют. И молодежь привыкает читать «по верхам». 
Но это уже не литература, это шпаргалки. Новостные строки, которые характерны для интернета – предельно лаконичны, и причинно-следственные связи в них не фигурируют. И молодежь привыкает читать «по верхам». Безусловно, не научив себя учиться, работать над собой в эпоху непрерывного образования, крайне сложно рассчитывать в будущем стать успешным человеком. 
- Повсеместное развитие информационных технологий, по мнению представителей старшего поколения, приводит к потере развития мышления, памяти, отклонениям в психическом развитии ребенка и др. Какие шаги нужно предпринимать, чтобы избежать этого? 
- Новые технологии все прочнее входят в нашу жизнь и делают ее интересней, ярче, веселей, удобней, комфортней и так далее, но, вместе с тем, есть цена, которую нужно платить за все это – это различные отклонения в психомоторном развитии детей. Каждый взрослый человек, родитель должен понимать степень своей ответственности за воспитание и развитие своего ребенка, поэтому конкретные шаги должны предприниматься. Это личный пример взрослого по ведению здорового образа жизни, внимание к своему ребенку, непосредственное общение, выходы на природу и так далее. Посыл следующий – гаджеты не должны занимать все свободное время ребенка.   
- По моему убеждению, директором школы должен быть только мужчина. Но ситуация на этот счет сейчас обратная – подавляющее большинство директоров – женщины, да и в школе в основном трудятся одни женщины. С чем это связано? 
- Да, действительно, в школах трудятся, в основном, женщины. Мужчины, если и приходят, то ненадолго. Возможно, дело в уровне оплаты труда, который не устраивает молодых людей и высоких требованиях предъявляемых учителям, их труду. К профессии учителя всегда были высокие требования. В эпоху информационных технологий требования становятся еще выше. В нашем округе соотношение «мужчина-директор» и «женщина-директор» более или менее равнозначное. Несмотря на то, что наше российское общество живет в эпоху равных правовых возможностей всех членов этого общества, де-факто мужской пол сохраняет свои лидирующие позиции.   
- Что такое качество образования и чем оно измеряется?
- Во все времена учащихся в школе готовили к взрослой жизни. Знания, полученные в школе, позволяли выпускникам школ уверенно чувствовать себя во взрослой жизни, было понятно, какие испытания ожидают выпускников. Однако с развитием современных технологий, переходом к информационному обществу, школы, система образования в целом, переживают серьезные трудности, потому что вынуждены готовить учащихся к жизни в неопределенном обществе. И если раньше качество образования можно было оценивать по так называемому «багажу знаний» выпускника, то сегодня это скорее набор компетенций, который постоянно должен обновляться, актуализироваться в соответствии с постоянными изменениями, происходящими в обществе.
Основным показателем успешного обучения, безусловно, является ЕГЭ. Есть и иные – это олимпиады, научно-практические конференции, конкурсы. На сегодняшний день актуальным становится даже не поступление выпускников в высшие учебные заведения, а вопросы трудоустройства выпускников после окончания вузов. То есть, требования к школам растут в геометрической прогрессии.     
- Вы были в Сингапуре с рабочей поездкой. Каковы впечатления от города-государства? 
- В 2014 году институт проблем образовательной политики «Эврика» проводил стажировки представителей региональных и муниципальных органов управления образованием, руководителей образовательных организаций в республике Сингапур. Рабочая поездка четырех представителей нашего района состоялась благодаря поддержке руководства Агинского района в лице главы Ж.В.Жапова и председателя комитета образования В.Ц.Жамбаловой. По приезду не покидало ощущение, что мы находимся в стране будущего. Невозможно было поверить, что Сингапур, практически не имея природных ресурсов, сумел создать развитое государство. Образование в Сингапуре, как и у нас, находится в ведении Министерства образования, которое управляет государственными школами, консультирует и контролирует частные. Обучение в начальной школе там составляет шесть лет. После завершения курса учащиеся сдают выпускные экзамены, по итогам которых определяется дальнейшее место ученика в средней школе. Курс обучения в самой средней школе длится пять-шесть лет на разных профилях, например, академическом или техническом, учебные планы которых существенно различаются. Обучение школьников ведется, исходя из диагностики их способностей. Важно отметить, что образование является очень важным социальным капиталом, и поэтому успеваемость в учебе рассматривается как важнейший фактор определения будущих карьерных перспектив и социального статуса. Очень важным является тот факт, что даже ребенок из бедной семьи не будет лишен возможности получить образование. Государство и благотворительные организации активно субсидируют систему образования через различные программы. У них создана очень объективная, логически выверенная и прозрачная система диагностики состояния и развития педагогических кадров, которая позволяет определять уровень развития педагогов, точки роста, стимулирует их. Наиболее способные, лучшие учителя выдвигаются на руководящие должности. Государство понимает важную роль учителей в обществе, ведь они формируют будущее нации. Но что порадовало меня больше всего, так это то, что в детских сада и школах Сингапура активно и с большим успехом используют педагогические принципы наших отечественных ученых, например, Л.С.Выготского. Л.А.Венгера. 
Принципиальная разница между нашими странами заключается в том, что в Сингапуре не декларируются этические и правовые нормы. Они соблюдаются всеми гражданами. Это результат долгой и кропотливой совместной работы общества и государства, чего хочется пожелать и нашему, российскому обществу.
- Спасибо за беседу.

Зорикто Олзоев.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES