Главная » 2018 » Август » 18 » Дмитрий Шаханов: «Мое место в Агинском дацане»

Дмитрий Шаханов: «Мое место в Агинском дацане»

18.08.2018 в 11:02 просмотров: 962 комментариев: 0 Власть и общество

Шесть лет назад во время хурала в Агинском дацане привлек внимание новый хуварак с запада. Подумалось, что этот новичок ненадолго. Но вот прошло уже довольно много времени, а Дмитрий Шаханов (это был он) по-прежнему служит в Агинском дацане. В последнее время Агинский дацан и Буддийская Академия проводят большую работу по восстановлению буддийской библиотеки, где большую работу ведет Дмитрий Шаханов.

- Дмитрий, в каком году Вы приехали в Агинское, и почему выбор выпал именно на Агинский дацан?
- Я приехал в Агинский дацан в августе 2012 года. О монастыре узнал из случайно попавшего мне в руки путеводителя по округу. 
Еще в 2011 году, путешествуя по Бурятии, побывал и в Аге. Посетил Агинский, Цугольский дацаны и Алханай. В те дни, что я провел в Агинском округе, меня все время не покидало чувство какого-то спокойствия. Кроме того, природа и люди произвели на меня хорошее впечатление. Решил, что приеду сюда еще раз. 
К счастью, обстоятельства сложились так, что долго ждать не пришлось. Меньше, чем через год я уже был зачислен в дацан послушником и одновременно стал студентом Буддийской академии. Думаю, что шесть лет назад именно академия определила мой выбор в пользу Агинского дацана. Позже я понял, что это единственный центр буддизма в нашей стране, где традиции учения не прерывались. Сейчас окончательно убеждаюсь, что мое место именно в Агинском дацане.
- Откуда Вы родом, где учились и как пришли в буддизм? 
- Я родился в Узбекистане, школу окончил в Крыму, далее учился в Киевском национальном лингвистическом университете. Изучал иностранные языки: английский и китайский. Упор делал на китайский язык. Потом жил в Москве. Мне трудно однозначно сказать откуда я родом. Считаю своей малой родиной все-таки Крым, хотя любовь к Азии в широком понимании этого слова сформировалась еще в Узбекистане. Азиатский уклад жизни мне, наверное, ближе по душе.
Буддизмом заинтересовался в старших классах школы. Этот интерес стал следствием увлечения Китаем. Тогда я прочитал «Сутру о мудрости и глупости» («Улигерун далай»).  Эта книга произвела на меня очень сильное впечатление. Все время перечитывал и держал в голове изречения из нее.
- Кого бы Вы назвали своим Учителем? Почему?
- Я стараюсь учиться в меру своих возможностей у любого человека, кто превосходит меня, как  обычно говорят в буддизме, в «благих качествах». И в этом смысле, в дацане таких учителей у меня много. Есть учителя и вне дацана. 
В буддизме, как известно, очень много Учителей и божеств, но, думаю, за этим разнообразием не нужно забывать о Будде Шакьямуни - реальном человеке, который продемонстрировал нам нереальный идеал постижения и поведения. 
Тут главное - не отделять этот идеал от жизни и научиться видеть в людях частицу «буддовости», если так можно выразиться. 
Если же говорить в терминах традиционных передач, то я, как и многие в дацане, получал сахил (наставления, правила поведения) у настоятеля Агинского дацана Бадма-ламхай. И поэтому он - мой Учитель. Мне, правда, далеко до образцового ученика, но стараюсь быть полезным, как могу.
- Расскажите о своей работе в Буддийской академии, как пополняется фонд библиотеки?
- В Агинской Буддийской академии заведую институтской библиотекой.
Основное пополнение фонда библиотеки академии произошло в 2014 году, благодаря президентскому гранту. Нам удалось собрать уникальную буддийскую библиотеку. Таких в стране две: в Агинском дацане и Центральном хуруле Калмыкии. У нас есть книги на английском, тибетском, китайском, монгольском языках. Книгами из библиотеки могут пользоваться не только студенты академии, но и те, кто хочет узнать о буддизме.
Библиотека постоянно пополняется новыми изданиями. Источники поступления разные. Покупаем, иногда люди сдают свои книги нам на хранение. Наиболее интенсивно пополняется коллекция книг по тибетской медицине на языке оригинала. Без преувеличения можно сказать, что сейчас академия обладает самой обширной укомплектованной библиотекой тибетской медицины в стране. 
- С какими библиотеками налажено сотрудничество? Где побывали? Как часто выезжаете в библиотечные фонды?
В 2013-2014 годах, во время осуществления нами проекта по восстановлению библиотек Агинского дацана и Буддийской академии по инициативе настоятеля Бадма-ламы Цыбикова и ректора академии Чингиз-ламы Сультимова,  установили контакты с ведущими востоковедческими центрами нашей страны: Институтом восточных рукописей, библиотеками восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Институтом монголоведения, буддологии и тибетологии города Улан-Удэ, библиотекой национальностей Пекина. Эти контакты не были одноразовыми, и со временем переросли в плодотворное сотрудничество. Чаще всего выезжаем в Улан-Удэ, Санкт-Петербург. В Пекине по библиотечным делам побывали несколько раз. В 2017 году мы привезли оттуда уникальное издание тибетского буддийского канона - критический Ганжур и Данжур - пока единственный экземпляр в России.
- Ваше мировоззрение? 
- Я воспринимаю мир посредством органов чувств. Дальше этого моя философия не простирается (смеется).
- Какие качества Вы цените в человеке? Что неприемлемо в поступках? Что хотели бы передать студентам?
- Я ценю в людях такие качества, как отказ от десяти неблагих деяний (убийство, воровство, ложь, клевета, грубая речь, пустая болтовня и сплетня, скупость, злонамеренность, прелюбодеяние, ложные взгляды - отсутствие веры. Прим. автора). 
Радуюсь, если мне или кому-то удается что-то из этого соблюдать. Студентам, если честно, мало что получается полезного сообщить. Но если вижу иногда, что каким-то чудом удается пополнить их знания, то опять-таки радуюсь за них.
- Ваше хобби, чем занимаетесь в  свободное время? Любимое блюдо?
- У меня нет хобби и никогда не было. В свободное время или одновременно с каким-нибудь делом могу слушать музыку. В еде, думаю, не привередлив, но что и когда попало стараюсь не есть.Не всегда, впрочем, получается. 
- Есть случаи, когда молодые и не очень люди не находят место в жизни и на перепутье прикладываются к алкоголю. Что можно посоветовать им?
- Я не могу посоветовать ничего дельного таким людям, но пожелаю им крепкого здоровья, так как пристрастие к алкоголю требует больших сил.
У человека есть голова на плечах, и он должен думать о своей судьбе.
- Пожелание тем, кто хочет глубже познать основы буддизма.
- Нужно пытаться понять философию буддизма, смысл жизни и свое место в ней. Буддизм может помочь в этом разобраться. Нужно стараться идти вперед.
- Вопрос о карме. Допустим кто-то попал в ДТП, а он, по сути, человек добрый и хороший. Почему так случается?
- Думаю, рассуждать о чужой карме нам, простым людям, - это дурной тон. Особенно, когда под ней понимается нечто, берущее начало в прошлых жизнях. В сут-рах говорится, что только просветленным существам доступно знание кармы живых существ. Мое же (примитивное) понимание кармы, наверное, вряд ли кого-то удовлетворит, но я, чтобы упростить себе задачу, стараюсь понять ее, исходя из значения слова. Слово «карма» означает действие. Она в условиях неведения и формирует нашу судьбу или карму - кто как это называет. Думаю, прежде чем перейти на уровень понимания отдаленных причин, идущих из прошлых жизней, нужно хорошо разобраться с непосредственными причинами следствий. Сел, например, доб-
рый и хороший человек пьяным за руль и попал в ДТП. Что-то в прошлой жизни не так сделал? Или в этой? Все остальные случаи - по аналогии: нужно искать ближайшую причину и не на стороне, а поближе - в себе.
- Что еще хотите пожелать нашим читателям?
- Желаю всем избавить себя от причин страданий (улыбается).
- Спасибо за беседу.

P.S.  Разговор с Дмитрием Шахановым получился интересным, надеемся, что он еще расскажет о себе, долгом пути постижения Учения на страницах нашей газеты. Пожелаем ему успехов  и терпения на этом поприще.

Сергей Доржиев.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES