Дулма Батожаргалова: «Школа – это стержень, на котором держатся все сферы жизни села»

Проблемы современной сельской школы были озвучены на прошедшей недавно в поселке Агинское краевой августовской конференции педагогических работников. По «горячим следам» на интересующие нас вопросы, касательно трудностей в работе и успехов среднего образовательного учреждения в сельской местности нашего округа ответила директор Урда-Агинской средней школы Д.В.Батожаргалова.
- Дулма Владимировна, расскажите о себе, своей семье.
- Вся моя жизнь связана с моей малой родиной – Урда-
Агой: здесь родилась, окончила школу, а в 1993 году, после окончания ЧГПИ им.Н.Г.Чернышевского, вернулась в родную школу уже в качестве  учителя русского языка и литературы. Мне, я считаю, повезло, что моими наставниками были одни из самых лучших учителей-языковедов Агинского района: Светлана Бальжинимаевна Минжурдоржина, Цыцыгма Дамбиевна Дамбиева, Алла Дабаевна Дабаева. С 2001 года, больше десяти лет работала заместителем директора по научно-методической и учебно-воспитательной работе. В январе 2015 года была назначена директором школы.  
Я родилась в дружной семье Владимира Дунгилаевича Батожаргалова и Даримы Батоевны Дугаровой. Мой отец всю жизнь проработал в родном колхозе, был человеком широкого кругозора, начитанным. С ним интересно было общаться. Мама больше сорока лет проработала учителем начальных классов в Урда-Агинской средней школе, является заслуженным учителем РФ, соавтором учебно-методического комплекта по бурятскому языку для вторых-четвертых классов. Я - мама двух замечательных детей. Мой супруг Намсарай Балданжапович работает учителем технологии.    
- Труд учителя не так легок, как кажется на первый взгляд. Является ли это одной из причин нежелания большей части молодых специалистов-выпускников педагогических вузов трудиться учителями, тем более, в сельской местности. Как Вы работаете по этому направлению в качестве руководителя образовательного учреждения? 
- Я согласна, что труд учителя нелегок. Сложность профессии учителя в том, что она не даёт ощутимых результатов сразу, поэтому каждый, кто идёт в педагогическую профессию, берёт на себя ответственность за будущее детей, которых обучает. Профессия учителя - это, скорее, призвание.
А что касается нежелания большей части молодых специалистов трудиться учителями, то с этим я не соглашусь. Многие выпускники возвращаются, работают в сельских школах. Среди молодых учителей много интересных, мобильных, креативных специалистов, готовых быстро учиться  и развиваться. 

Они молоды, полны новых идей, к ним тянутся дети. Молодой педагог вносит в жизнь школы новый ритм, использует современные подходы. Но их, к сожалению, мало. Вместе с тем, средний возраст педагога в школах много лет колеблется на границе между 40-50 годами. Педагогические коллективы, особенно сельских школ,  омолаживаются медленно. Причина первая: молодые  ищут работу с полноценной нагрузкой, что в сельской школе трудно обеспечить. Например, нагрузка учителя химии составляет в школе при отсутствии параллелей всего 12 часов с профильными часами на старшей ступени. Вторая причина – отсутствие жилья и государственной поддержки (подъемных), как у врачей. Чтобы обеспечить школу молодыми специалистами, считаю, что надо проводить профориентационную работу со старшеклассниками. В настоящее время в нашем коллективе пять молодых учителей, из них четверо - выпускники нашей школы. На сегодня в педагогических вузах обучаются девять выпускников. Надеемся, что многие вернутся к нам, в родную школу.  
- Какие основные проблемы стоят на данный момент перед сельской школой? Возможные пути их решения?
- Основные проблемы сельской школы – это то, что происходит старение педагогических кадров, уменьшается количество учащихся, ветшают здания. Преобразование средних школ в основные  приведет к потере перспектив развития самого населённого пункта.  
Конечно, сейчас сельские и городские школы сравнивают, находят плюсы и минусы, но сельская школа, в том числе, и наша,  всегда отличалась и отличается своей культурой, укладом школьной жизни и традициями. На данном этапе, я считаю, необходимо поддерживать образование на должном уровне, чтобы сохранить село. Ведь школа - это важная составляющая населённого пункта и не может развиваться отдельно от него, то есть необходимо сохранить сельские общеобразовательные учреждения, даже если в них учится малое число детей. Школа - своеобразный стержень, на котором держатся все остальные сферы жизни села. Без нее оно затухает и исчезает. В этом плане наш Агинский район во главе с председателем комитета образования С.Б.Мункуевой с этого учебного года в экспериментальном режиме запускает проект сетевого обучения на старшей ступени. Наша школа является ресурсным центром одной из четырех сетевых площадок района и объединяет три близлежащие школы: нашу, Сахюртинскую и Хойто-Агинскую. В сети составлен общий учебный план, индивидуальные учебные планы на каждого ученика сети, сетевое расписание. Будут использоваться дистанционные  технологии,  технология погружения. Надеемся, что проект даст возможность сохранить наши малочисленные сельские школы общеобразовательными, и наши ученики смогут получить образование, живя у себя дома. У сельских жителей нет выбора, в какую школу отдать своего ребёнка учиться, поэтому мы с коллективом  ищем пути решения, чтобы обеспечить качественное образование нашим детям.  
- Можно и нужно ли удерживать успешных учеников сельской школы от переезда в образовательное учреждение окружного центра, города?
- Мы считаем, удерживать детей нельзя, надо им дать свободу выбора. В конце концов, это даст возможность ребенку поверить в себя в другой, высококонкурентной среде.  
- Как вы относитесь к таким понятиям как «престиж и статус» образовательных учреждений, появившимся в 90-е годы, стремление к результату на олимпиадах, ведь качественное среднее образование можно получить и в простой сельской школе? Не возникают ли у ребенка в период обучения в стенах престижной школы завышенные ожидания в будущем по отношению к окружающей его действительности?
- Безусловно, наибольшим родительским спросом пользуются «элитные» школы и гимназии. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок получил качественное образование. Но здесь, мне кажется, важно не то, что он должен сначала успешно попасть в элитную гимназию или лицей, а затем успешно поступить в престижный вуз и построить успешную карьеру. А важно, чтобы ребенок был счастлив. А для счастливой жизни человека нужно немного – любимая семья и любимая работа.
И здесь не важно, как называется общеобразовательное учреждение – лицей, гимназия или средняя школа, главное – качество образования, его репутация, которая наиболее объективно отражается в таком показателе, как количество выпускников, поступивших в вузы на бюджетной основе. Например, выпускники нашей сельской школы, наравне с поселковыми и городскими детьми, поступают и успешно оканчивают престижные вузы страны. Таких школ в Агинском районе и округе много. Качественное образование можно получить и в сельской школе. 
- Ваше мнение насчет тестовых заданий? В обществе бытует мнение, особенно в среде старшего поколения, что подобного рода задания не способствуют развитию мышления у ребенка - отсюда много эрудированных детей, знающих, например, многие даты, понятия, но не умеющих мыслить. Задача научить анализировать, находить причинно-следственные связи в школе - основная или же этим должна заниматься система высшего образования?
- Формат экзаменов ЕГЭ до сих пор совершенствуется и претерпевает изменения, чтобы стать максимально комфортной формой определения уровня знаний. Сейчас, считаю, что  ЕГЭ стал лучше. Из него почти исчезли 
тестоподобные задания.  Но самый главный плюс  – нашим детям из глубинки стало проще поступать в столичные вузы. 
Задача научить анализировать, находить причинно-следственные связи в школе остается основной. Это главная цель новых стандартов. 
- И напоследок. Ежегодное вливание «свежей крови» в педагогический коллектив в виде молодых кадров - это естественный процесс или свидетельство отсутствия стабильности?
- Конечно, это естественный процесс. Школа должна развиваться, меняться, обогащаться, обновлять кадры. Я убеждена, что многое зависит от личности каждого педагога. Главное - искреннее желание преподавать в школе. Если ты интересен ученикам как личность и преподаватель, то они к тебе потянутся.
Пользуясь случаем, хочу поздравить с началом учебного года педагогический коллектив своей родной школы и в их лице педагогическое сообщество всего Агинского округа. 
- Спасибо за беседу.

Зорикто Олзоев.
 



11.09.2017 Admin 0