Главная » 2020 » Август » 4 » Эрудиты своего времени

Эрудиты своего времени

04.08.2020 в 11:46 просмотров: 347 комментариев: 0 Образование

Жизнь человеческая в высшем своем проявлении - это поступки добра и сострадания. Мы вспоминаем хорошее, радостное и незабвенное, что сопутствовало нашей жизни, и передаем новым поколениям. И перед нашим мысленным взором встают образы прекрасных людей, педагогов – просветителей, любимцев студентов, директоров Агинского педучилища Тригера Матвеевича Малацагаева и Бориса Львовича Лиги (на снимке).

  Тригер Малацагаев в 1946 году приехал с семьей из Бурятии в пос.Агинское и долгие годы работал в педагогическом училище – сначала заведовал заочным отделением, которое окончило около 500 человек.
Тригер Матвеевич – так часто и уважительно звучало его имя в стенах учебного заведения - сам учился на заочном отделении Улан-Удэнского пединститута на естественно-географическом отделении и успешно его окончил.
Стал преподавать химию и минералогию в училище. По отзывам его учеников, знания он давал научно-познавательные, материал излагал мастерски, эмоционально и доступно, за что они его искренно ценили.
Он был превосходным педагогом, ибо он любил детей. В 1954 году его назначили завучем педучилища, должность почетная и ответственная. В это же время директором становится Борис Львович Лига. Во главе учебного заведения в Агинском национальном округе встали два незаурядных человека. Новые руководители сработались, в психологическом смысле удачно дополняли друг друга. Обоим претили излишняя начальственная строгость, командно-административные методы руководства.
В начале 50-х годов педагогический коллектив Агинского педучилища обновился. Целая плеяда хорошо подготовленных специалистов пополнила его ряды. Молодые, жизнерадостные педагоги внесли ощутимую ноту бодрости и оптимизма в общий тон педагогической деятельности.
С обновленным учительским составом начал практическую работу завуч Т.М.Малацагаев.
Учитывая обстановку и веление времени, подвергли критическому анализу все то, что мешало развернуть учебно-воспитательный процесс в нужном направлении и работать по-новому.
 Была проявлена воля и целенаправленность прежде всего руководителей Агинского педучилища и наиболее инициативных, энергичных преподавателей. Отметим их.
Это А.Г.Чижов – прекрасный педагог, одержимый благородными идеалами воспитания, человек смелый, придерживающийся активной жизненной позиции, вкупе с дирекцией решавший важнейшие проблемы организации коллектива и воспитания.
А.А.Казанкова – преподаватель истории, добрый наставник и защитник коллективистских традиций, которой был присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР».
К.Ф.Лопухова – преподаватель биологии, жизнедеятельная, бодрая, болеющая душой за коллектив, за его успехи. Отличник просвещения РСФСР. 
В.Н.Долгополов – преподаватель физкультуры, страстный любитель и пропагандист спорта. Отличник просвещения РСФСР. 
Д.Н.Потехин – преподаватель труда, мастер «золотые руки». Отличник просвещения РСФСР. 
Н.Р.Мясникова – отличный математик. Отличник просвещения РСФСР. 
О.М.Майзлингер - преподаватель литературы, замечательный воспитатель. 
Д.Р.Ринчинов – поэт-композитор, преподаватель музыки. Заслуженный работник культуры РСФСР. 
Д.Д.Доржиев – преподаватель бурятского языка более позднего периода. Доктор филологических наук. 
Л.И.Новикова – преподаватель математики, ответственный педагог, классный руководитель, отличник просвещения РСФСР, 
Т.А.Наякшина, отличник просвещения РСФСР, 
Н.Ф.Черепицина, Е.Д.Гармаева, отличники просвещения РСФСР., и т.д.
Коллектив был дружный, сплоченный, интересный. Что ни коллега – то характер, увлеченная личность, «золотой самородок»! И работа пошла…
По существу заново была создана учебно-материальная база, библиотека пополнилась новыми книгами, учебниками, пособиями, обучение перешло на кабинетную систему, повысились требования к качеству проведения урока и работе классного руководителя, пересмотрены были вопросы, связанные с педпрактикой и базовыми школами: политинформации и политзанятия для учителей приняли более организованный характер.
Мечты, большие заботы не давали покоя ни Борису Львовичу, ни Тригеру Матвеевичу. Все пришло в движение.
Сколько было деловых споров, воодушевленных разговоров, стихийных бесед в учительской среде по всем вопросам жизни и педагогики! Не обходились без шуток, острот и юмора. Юмора было много. Розыгрышей друг друга - предостаточно. В этом отличались и директор, и преподаватели - А.Г.Чижов, Д.Н.Потехин, Д.Р.Ринчинов, В.Н.Долгополов, О.М.Майзлингер, К.Ф.Лопухова., и т.д.
В общем потоке дел Тригер Матвеевич не считался со временем, много его уходило на общение со студентами, на личные беседы с ними, устройство их бытия и на сотрудничество с преподавателями.
Одним из важных моментов в работе училища было расширение границ и масштабов внеклассной работы, художественной самодеятельности студентов, вовлечение в нее каждого в качестве деятеля, исполнителя.
Определились три главные направления: музыкальное, спортивное, музейное. Оставались в силе традиционные, ранее установившиеся: кружки по предметам, литературные вечера, конкурсы по выразительному чтению.
Нелегко было создать музыкальный коллектив, найти музыкальные народные инструменты, организовать работу хора и оркестра (русских и бурятских), народной филармонии. Где только не выступал музыкальный коллектив! Каких замечательных успехов он добивался! Пальму первенства он стяжал даже на сцене Большого театра в Москве. В этом, конечно, заслуга непосредственных организаторов - преподавателей музыки: Д.Ц.Жамбалова, Д.Р.Ринчинова, В.И.Воронова, Ц.Б.Батомункуева, Б.Б.Бальжинимаева, А.Л.Базарова.
Но, по признанию музыкантов, еще большая роль в этом деле принадлежит директору Т.М.Малацагаеву (а еще раньше Б.М.Лиге). 
Радовал своими успехами развивающийся спорт - под руководством неутомимого преподавателя физкультуры В.Н.Долгополова.
Высоко взлетела «Чайка», женская волейбольная команда, созданная Б.Л.Лигой и ныне называвшаяся «Забайкалкой» в Чите. От Лиги до СУПЕРЛИГИ! Хоть спортивный зал был очень маленьким и не высоким, тренировались в спортивном зале АСШ №1.
Борис Львович Лига до 1943 г. работал токарем на часовом заводе. Участник Великой Отечественной войны, служил в частях Карельского, первого Дальневосточного фронтов, Приморского ВО. В 1945 году окончил академические курсы офицерского состава в Москве. После Великой Отечественной войны учился в Никольск-Уссурийском педагогическом училище, в 1951 году окончил ЧГПИ им. Чернышевского.
Был награжден орденами Отечественной войны второй степени, Трудового Красного Знамени, медалями в т. ч. «За отвагу» (дважды). Автор более 100 научных и учебно-методических работ. Заслуженный учитель школы РСФСР, физической культуры и спорта в Забайкалье, кандидат педагогических наук, доцент.
Можно отметить, что по культурно-массовой работе Агинское педучилище в 50-70-ые годы вышло на передовые рубежи в ‘округе. Повысилась успеваемость учащихся. Добрая слава шла во всем округе и вышла за его пределы. Успех окрылил коллектив.
Еще одна примета была характерна для нашего коллектива,’ в процессе работы была создана новая духовная атмосфера. Отношения между руководством и преподавателями и студентами приобрели более доверительный, открытый характер.
По признанию многих выпускников, в училище царили свет, добро и свобода - необходимое условие развития личности.
Б.М.Лига и Т.М.Малацагаев были люди разные ,но их трудно отделить друг от друга. Борис Львович Лига в 1951 году после окончания историко-филологического факультета Читинского пединститута был направлен преподавателем истории в Агинское педучилище. Работал преподавателем и завучем, а с 1955 года назначен директором. В 1965 году переехал в Читу и работал в Читинском пединституте, где создал музей им. Чернышевского, Ленина.
Добро и великодушие было их поведенческой доминантой. Были они снисходительны к человеческим слабостям и недостаткам.
Мы назовем их обоих лидерами коллектива в лучшем смысле этого слова.
В 1965 году директором училища становится Т.М.Малацагаев. Он стремился сохранить все лучшие традиции коллектива. В то же время деятельность его приняла широкий просветительский характер. Теперь директорские обязанности он сочетает с активной пропагандой естественно научных и общественно-политических знаний, как в своей среде, так и в пределах округа, в обществе «Знание».
Кто мог сравниться с ним в умении научно, убедительно выступить с лекциями, беседами перед населением поселка и студентами по важнейшим вопросам науки, жизни педагогики?
Тригер Матвеевич обладал широким диапазоном научных знаний, масштабностью и глубиной миропонимания и миропознания. Его эрудиции можно было только позавидовать! Перед своими слушателями он, как профессионал, раскрывал свойства природы: она – основа бытия, люди принадлежат природе. Столкновение природы и человека следует рассматривать как внутренний конфликт в самом человеке. Цивилизация, прогресс имеют не только положительное значение. НТР несет и негативное начало. В настоящее время эта глобальная проблема признана во всем мире. 
Лекции и беседы Т.М.Малацагаева способствовали развитию экологического мышления у молодежи и школьников, направленного на бережное и заботливое обращение с природой.
Справедливо будет сказать: он был представителем настоящей педагогики здешнего края, одним из замечательных, образованных людей Агинского Бурятского национального округа. Это был особенный человек. Он превосходно владел словом. Его мастерство выражалось не во внешнем красноречии и сверкании, а в спокойной, правильной речи, доверительном тоне и интонационной выразительности.
Ему принадлежит определенная роль основателя музея В.И.Ленина, он дал ему второе рождение, после Б.Л.Лиги. Оформлением занимался трудовик, Д.Н.Потехин.
Сколько сил, времени было потрачено на поиски архивных материалов, документов, подлинников, картин и портретов, на переписку с центральным музеем В.И.Ленина и зарубежными музеями! Музей в Агинском был оформлен по всем правилам музейной науки. К 100-летию В.И.Ленина было построено новое здание музея. В настоящее время все фонды хранятся в Окружном краеведческом музее.
Работал он в музее бесплатно, на общественных началах. Хорошо подготовленные студенты выступали в музее в качестве экскурсоводов. Но и сам он любил работать с посетителями.
В нем не было национальной замкнутости и ограниченности, ибо разум в нем был выше пристрастий. Но не было в нем и национального отступничества. Поэтому был близок его душе строй жизни в агинских степях: чабанские стоянки, и мирные беседы стариков, и движущиеся тысячные отары овец. Любил голубые сопки, Агинку, утреннюю прохладу и тишину.
Но мила была ему и иркутская земля - его родина! Там прошло его детство. Во младенчестве потерял мать, а потом и остальных близких. Беспризорным мальчиком плутал там, куда его бросала судьба. Часто вспоминал он в узком кругу своего закадычного дружка - русского мальчика (тоже беспризорника), с которым он делил тяготы горького пути в сиротливом детстве. В своих письмах из Улан-Удэ он писал о службе в армии и как командовал взводом солдат-кавалеристов.
Тригер Матвеевич отдал жизнь подвижническому делу - служению людям, просветительству. Не пленяли его материальные блага. Жил он просто и скромно. Несколько раз мать Тригера Матвеевича приглашала в гости и угощала бурятскими блюдами. Она была грамотным партийным работником. В бытность директором училища постоянно заботился о нуждах преподавателей, обеспечивал их квартирами и дровами, добивался для них наград и поощрений за их добросовестный труд, но не для себя. Почему-то ему не было присвоено звание заслуженного учителя РСФСР. С семьей он ютился в скромном, неказистом домике. Ему предлагали сносное жилище, дом, но он отказывался. И только позднее, на собственные средства построил себе деревянный домик. Тригер Матвеевич проработал директором педучилища до 1975 года. Затем работал в музее В.И.Ленина и после уже переехал в г.Улан-Удэ.
Из воспоминаний коллег и студентов об училище, о них.
«Считаю себя самым счастливым человеком, что учился у таких педагогов и в таком коллективе. Повезло нам работать с Тригером Матвеевичем и Борисом Львовичем. Интеллектуалы. Педагогический такт. Энциклопедические знания. Всегда могли помочь, подсказать. Ровные отношения со всеми людьми», - Д.Р.Ринчинов - выпускник АПУ, композитор.
«Десять лет доброй работы с Тригером Матвеевичем. Душевный человек. Никогда никакой грубости. Первый эрудит в округе. Редки такие люди. Из г. Улан-Удэ писал мне открытки и большие письма о своей детской жизни, о службе в армии и о Бурятии, сожалею, что некоторые письма не сохранились в моем архиве. Постоянно поддерживал меня в работе. В 1968 году из студентов геофака Читинского пединститута выбрал меня для работы в педучилище», - В.Г.Стрельников, заслуженный учитель школ РСФСР.
«Весело, интересно было тогда учиться», - Д. Даширабданов, Зуткулей, учитель.
«Вспоминаем по-хорошему всех своих учителей», - С.Бадмаева, выпуск 1975 г.
«По некоторым предметам в АПУ давали знания лучше, чем в институте», - Р.Коваль, завуч Орловской средней школы.
Нам всегда дорога и памятна история Агинского педагогического коллектива, в котором мы вместе работали много лет.

В.Стрельников, заслуженный учитель РСФСР.
Т.Наякшина, отличник 
просвещения РСФСР.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2020 Агинская правда. Design created by ATHEMES