Главная » 2020 » Июль » 28 » Моряк-пограничник из Судунтуя

Моряк-пограничник из Судунтуя

28.07.2020 в 10:16 просмотров: 790 комментариев: 0 Власть и общество

Ежегодно в последнее воскресенье июля отмечается День Военно-Морского Флота России. Это профессиональный праздник всех тех, кто когда-то или сейчас стоит на страже морских рубежей России, тех, кого связывают годы жизни и службы с обеспечением боеготовности кораблей и частей ВМФ, это праздник для членов семей военнослужащих и служащих флотских учреждений и предприятий, ветеранов Великой Отечественной войны и Вооружённых Сил. В минувшее воскресенье праздник отметили морские пограничники. 

История морских пограничных войск России или береговой охраны берёт своё начало в 20-х годах XVIII века, когда императором Петром Первым был подписан указ, санкционирующий создание таможенного флота. После революции в 1923-м году были сформированы речные и морские флотилии сторожевых кораблей. К 1935-му году появились первые морские части пограничных войск (МЧПВ), морские пограничники СССР внесли весомый вклад в победу над Германией. За время войны более 20 членов экипажей сторожевых кораблей ВМФ СССР были удостоены звания Героя Советского Союза.
Баир Басагаевич Бальжинимаев из села Судунтуй Агинского района отдал свой воинский долг Родине, отслужив с 1976 по 1979 гг. в морской части пограничных войск КГБ СССР. 
Служба молодого степняка началась на Черноморском флоте в г.Анапа, затем учебная часть продолжилась в Брестской области Белорусской ССР. В учебке новоиспеченный моряк обучился на корабельного химика - специалиста первого класса химической защиты, а также научился сносно плавать. После его перебросили служить на Северный флот. Морская жизнь началась на пограничном сторожевом корабле. Пунктом базирования был заполярный поселок Кувшинская Салма.
«Экипаж корабля состоял из 80 человек, основной регион дозора – Баренцево, Белое море, где нашей основной задачей была охрана морских рубежей. Зона пограничного охранения начиналась в 12-ти милях от берега. На море же охраняли 400-мильную так называемую экономическую зону от посягательств иностранных судов, браконьеров. В основном границу нарушали рыбаки на лодках, реже – катера с браконьерами. Был случай, когда после предупреждающих сигналов корабль-нарушитель не остановился и тогда командир экипажа встал на палубу и громко отдал приказ: «Корабельное носовое орудие, бронебойными - готовсь! Пли!». После предупредительных четырех выстрелов корабль встал. Нарушителей границы отправили для оформления в Мурманск» - вспоминает Баир Басагаевич. 
Нередко в море случались сильные качки, вызывающие морскую болезнь. Волнения на Баренцевом море были нередки - доходило до девяти баллов, к примеру, шторм силой в 11 баллов легко мог бы перевернуть корабль. Ну, до такого, слава Богу, не доходило. 
«На корабле кормили хорошо, повара готовили четырехразовое питание, был вечерний чай с разнообразными консервами. В свободном доступе бочками стояли квашеная капуста, соленые огурцы, так называемое специальное «штормовое меню» для облегчения от морской болезни. Почти всегда на столе, тоже от качки, горкой была навалена рыба: треска, пикша, сельдь, морской окунь, камбала, палтус - ешь, не хочу! Буквально за несколько месяцев службы я набрал в весе с 50 лишним кг до 76 кг, сказалась жирная треска, на которую я с непривычки налегал, поначалу такой вкусной казалась! Бывали дни, когда заканчивалось продовольствие на корабле, тогда мы подходили к рыбакам, и капитан договаривался с ними, и мы уже питались рыбой на завтрак, обед и ужин. С тех пор я совсем не ем рыбу и сливочное масло, которое тоже переел на корабле», - рассказывает бывший моряк (смеется).
Известно, что еще с царских времен существует морской закон – обязательная чистота и аккуратность на корабле. Моряк-пограничник вспоминает, что на дню четырежды проходила малая приборка (сухая без воды), а раз в неделю экипаж производил большую – смывали с палубы, со всех помещений грязь и пыль горячей водой с мылом, а если понадобится, красили  механизмы. После большой приборки корабль буквально блестел и сверкал палубой, медью, краской. Не отставали в аккуратности и матросы, их форма и белоснежные бескозырки сверкали, как и гладковыбритые щеки, а в грязной одежде матросам не допускалось подниматься на верхнюю палубу, это считалось позором. В то время над кораблем постоянно кружили норвежские военные самолеты, которые вели наблюдение и фотографировали моряков. 
Вместе с Баиром Басагаевичем призвались и ушли служить в пограничные войска Военно-Морского Флота шестеро юношей из Аги. Но он был единственным бурятом на корабле, вместе с ним служили ребята со всего Советского Союза: армяне, казахи, литовцы, якуты, братья-калмыки и представители самых разных малых народностей. Многонациональный экипаж помимо несения службы организовывал досуг на корабле. Играли в домино «адмиралтейский лысый», устраивали легкоатлетические эстафеты с перетягиванием каната, проходили чемпионаты по рыбалке, бывало, что за 20 минут моряки ловили на удочки до 45 рыбин. На досуге можно было читать книги, смотреть телевизор. Иногда Баир заступал на службу наблюдателем, считалось, если зоркий глаз наблюдателя зацепит мину времен войны, то моряку в награду будет положен отпуск, хоть на следующий же день. Для честолюбивого степняка трехлетняя служба на море прошла легко. В армейском фотоальбоме «Заполярье» хранятся черно-белые фотоснимки с товарищами-сослуживцами, наградные листы и письма. Баир Басагаевич имеет нагрудный знак «Отличник погранвойск» второй степени. Спустя 39 лет со дня окончания службы в социальных сетях он нашел своих сослуживцев-пограничников по кораблю: русского друга Ивана Васильева из Подмосковья и татарина Федора Бихузина из г.Димитровграда Ульяновской области. 
Вот такими воспоминаниями поделился с нами советский моряк-пограничник из Судунтуя, бороздивший просторы Баренцева моря. 

Елена АБИДУЕВА.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES