Главная » 2017 » Февраль » 7 » Музей выехал в школы

Музей выехал в школы

07.02.2017 в 15:15 просмотров: 940 комментариев: 0 Культура

Выездные тематические выставки Агинского национального музея им.Г.Цыбикова давно стали традицией, и они позволяют в удобном формате знакомиться с культурой, традициями, обычаями бурятского народа и другими ценностями, хранящимися в музее. Подобные выставки формируются по разным темам и обязательно сопровождаются специалистами музея, которые подробно рассказывают о представленных экспонатах. 

Одними из последних в ушед-
    шем году были выезды-выставки в Могойтуйскую СОШ №3, в Ага-Хангильскую СОШ и Дульдургинские СОШ №1, №2, а также беседы с учащимися Агинской СОШ №2. По предварительной договоренности музея и школ были подобраны темы и подготовлены экспозиции.  
Большой интерес вызвала лекция «О ценностях человеческой жизни с точки зрения буддизма», прочитанная научным сотрудником музея Баиром Дугаржаповым. С первых минут своего появления на свет человек испытывает разнообразные потребности — в воздухе, пище, тепле, движении. Их можно назвать витальными (от лат. «vita» — жизнь), или биологическими потребностями. Однако уже в младенческом возрасте ребенок испытывает желание человеческого тепла, ласки, общения. Круг этих социокультурных потребностей довольно быстро расширяется. Ребенок просит рассказать ему сказку, купить игрушку, посмотреть телепередачу. Позднее возникает склонность к тому или иному творчеству, учебе, развлечениям, труду. Наряду с нуждами, которые способствуют биологическому или психологическому развитию, возникают привычки, склонности негативного порядка, т. е. такие, которые ведут к моральной или физической деградации личности (курение, алкоголь, наркомания, безделие, садизм, немотивированная прес-тупность и т. п.). Особенно опасна для индивида алкогольная и наркотическая зависимость. Круг такого рода зависимостей с развитием цивилизации может быть весьма разнообразным. В чем причины появления неразумных, вредных, асоциальных потреб-ностей? Как понимать идею Будды о том, что человек — это состояние сознания, что через размышление и созерцание человек может достигнуть пути истины, найти правильный путь спасения и, соблюдая заповеди святого учения, достигнуть совершенства. Элементарные, обязательные заповеди для последователей Будды: не убивать живых существ, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина. Для тех же, кто стремится достигнуть совершенства, эти пять запретов развиваются в систему гораздо более строгих предписаний.
Другую, не менее актуальную в наше время, тему - о вреде алкоголя, курения и наркотиков и о последствиях их употребления - предложил замдиректора музея А.Б. Жигжитжапов.  
Затем дети проходили в другой зал, где были представлены фрагменты древнего жилища бурят – юрты (всего более 50 музейных предметов), а дальше - выставка оружия из фондов музея.  
Традиционной формой жилища бурят-скотоводов была решетчато-войлочная юрта, обычно обращенная дверью на юг. Небольшие размеры жилища и необходимость частых передвижений (с целью сохранения травяного покрова на песчаных почвах Забайкалья) определили набор предметов домашнего обихода. Экскурсовод Сыржуня Ринчинова задавала вопросы школьникам: «Кто знает из чего делалась посуда и утварь у бурят? Какой была мебель бурят прошлого века и как они были связаны с кочевым образом жизни? Почему юрта делилась на две половины - мужскую (левую) и женскую (правую)?». 
Дети с интересом разглядывают посуду из небьющегося материала - кожи, дерева, железа. Также в юрте были представлены легкие деревянные сундуки, разборные кровати, кожаные сумки, войлочные изделия.
Школьники узнали, что в муж-ской половине юрты находились сбруя, орудия труда и оружие, а в женской - домашняя утварь. В женской половине готовили еду. Северная часть юрты - «хоймор»- предназначалась для приема гос-тей. В центре юрты находился очаг, на котором всегда стоял таган - приспособление для котла. Очаг считался священным, с ним были связаны многочисленные обряды и табу. Вверху юрты оставлялось отверстие для выхода дыма. Расстановка в юрте предметов была такова, что луч солнца, скользя по ним, давал скотоводу представление о времени дня. Таким образом, юрта и обстановка в ней служили своеобразными домашними часами.
Особый интерес у мальчиков вызвала выставка оружия из фондов музея. Были представлены оригиналы и макеты стрелкового оружия: русская винтовка «Бердана», пистоль (1824 года выпуска), казачья шашка, пистолеты, макеты оружий винтовки Мосина, автомат ППШ, гранаты, каски, кольчуги и т.д. Ребята могли померить железные каски и сфотографироваться с автоматом в руках.
Воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, знать историю и традиции бурятского народа – такая задача стояла перед сотрудниками музея. И они, думается, с ней справляются. А выездные выставки национального музея будут и дальше продолжаться, по приглашениям школ.

И.Дондокова, 
научный сотрудник Агинского национального музея.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES