«На дальних рубежах, с Родиной в сердце»
2025 - год 80-летия Великой Победы и защитника Отечества. А в феврале 2025 года Министерство обороны Российской Федерации запустило исторический проект «На дальних рубежах, с Родиной в сердце». Министерство подчеркивает, что наши сограждане, рискуя жизнью, проявляли мужество и героизм, защищая интересы Родины за пределами страны. Особое внимание уделено истории советских военных в Корее и Афганистане. Такими являются уроженцы Агинского района Агинского Бурятского округа.
Иван Павлович Маслов
Родился в 1930 году в селе Южный Аргалей Агинского района. Окончил пять классов в 1942 году. Работал в колхозе, помогал семье до призыва в армию. Он призван Агинским РВК 25 июня 1950 года, в год начала Корейской войны. С июня 1950 по май 1951 года - на срочной службе шофером в рядах Советской Армии.
С этого времени его жизнь была разделена на «до» и «после» - армейская жизнь, шинель легли на плечи, а в руки - автомат, начался его фронтовой путь, долгий, тяжелый, пропитанный порохом. С мая 1951 года был направлен в секретную правительственную командировку в Северную Корею в качестве «китайских добровольцев» для оказания военной помощи против американской агрессии.
С каждого была взята подписка о неразглашении военной тайны. Они долгое время молчали об этой войне. Никаких других сведений о том, что они принимали участие в локальной войне вне территории СССР, в их документах просто не было. Все было закрыто грифом секретности. Они долгие десятилетия вынуждены были молчать, не получая при этом общественного признания за свое участие в боевых действиях по защите интересов нашей страны на дальних рубежах и корейского народа...
В военном билете нет отметок о наградах. Сегодня речь пойдет именно о таких людях, советских военных водителях, подлинных чернорабочих войны в Корейской войне 1950-1953 годов.
Военные пути-дороги шофера И.П.Маслова в Корейской войне были опасными и тяжелыми. Уровень моральной и психологической подготовки отражал уклад жизни того времени. Выход колонны и перевозки груза – это уже боевая операция. Уязвимость от поражающих факторов была очень высокой. Двигались только ночью. Опыт приходит быстро, каждая мелочь имеет огромное значение. Ночные прогревы техники зимой имеют свои особенности. Приходилось очень часто использовать и запасные колеса, и ремонтные комплекты для их восстановления. Высокогорье, особый гидрологический климат, высокие температуры требовали от личного состава повышенной психологической подготовки, а постоянная опасность получить инфекционные заболевания повлекла за собой переход на автономное обеспечение жизнедеятельности. Американцы гонялись даже за отдельными людьми. Под бомбежками и под обстрелом приходилось разгружаться, забирать раненых, если есть. Война - тяжелая работа. Для военного водителя это особенная ответственность, от которой зависит успех операции. Воспитание, понятие долга и чести были на высоком уровне. Военные водители внесли достойный вклад в эти исторические события.
Мы не вправе забывать страницы истории. Незаслуженно миновали награды и почести. Вряд ли у кого-то есть повод усомниться в личном мужестве Ивана Павловича Маслова, сжимавшего в руках не только руль, но и оружие. Демобилизовался в октябре 1953 года. В его глазах была усталость от трех лет войны, но в этих же глазах светилось осознание выполненного долга, ради которого он прошел долгий и страшный путь. Отгремели последние дни войны, и Иван Павлович снял шинель и вернулся к мирной жизни.
После возвращения домой работал в родном колхозе шофером бензовоза, молоковоза. Он вместе с женой Татьяной Игнатьевной родили и воспитали сыновей и дочерей. Растут внуки и правнуки. Но память о войне осталась с ним навсегда. Один внук находится на СВО.
Жалсан Батоевич Батоев
Родился десятого октября 1933 года в с.Сахюрта Агинского района. Детство его пришлось в трудные годы войны. Он выжил, как и другие его сверстники. Его призвали в армию и направили в Корею, где шла война. Его участие в той секретной, «забытой» войне было окутано тайной, подпиской о неразглашении на долгие годы. Огромную работу вели военные водители по перевозке боеприпасов, снаряжений, вооружений, людей, всего необходимого для фронта и тыла.
Жалсан Батоевич Батоев непосредственно участвовал в боевых действиях под бомбежками, как его однополчанин Иван Павлович Маслов. Вывозили своих солдат и доставляли в Порт-Артур.
После войны работал в колхозе шофером. Ему доверили возить школьников из с.Сахюрта в Урдо-Агинскую среднюю школу.
Мы его помним как добросовестного, аккуратного и добродушного человека. Он не успел рассказать своей жене и детям, что принимал участие в корейской войне, умер в возрасте 55 лет в 1988 году.
Тайна о Корейской войне официально была раскрыта с выходом Закона ФЗ-5 «О ветеранах» от 12 января 1995 года.
*********************
Все дальше в историю уходит
Афганская война, которая длилась почти десять лет. Сегодня мы осознаем все величие подвига и воздаем дань памяти всем нашим соотечественникам, которые с оружием в руках мужественно исполняли свой интернациональный долг. 64 земляка из Агинского Бурятского округа отдали долг в Афганистане. Это Цымпил Батуев, Баир Найданов, Батор Эрдынеев, Тумэн Дашинимаев, Баир Ванданов, Баир Мижитдоржиев и другие. Одним из них является и Владимир Лобанович Бороев.
Родился 25 января 1941 года в селе Хойто-Ага Агинского района Читинской области. Учился в Южно-Аргалейской начальной школе с 1949 по 1953 годы. Затем окончил десятилетку в Агинской средней школе №1 в 1959 году. После окончания курсов шоферов работал в колхозе имени Калинина. В 1960 году поступил в Омское танкотехническое училище и окончил его в 1963 году. Дальше начались армейские будни. Командир взвода, ротный, заместитель командира батальона – обычные должности в офицерской карьере. Служил в Новосибирске, Венгрии в Южной группе советских войск, оттуда в 1968 году был направлен в Чехословакию на подавление контрреволюционного путча против чехословацкого народа в составе танковых войск, в которых принимало участие около 7000 танков. Затем – Закавказье, служба в гарнизонах Еревана и Тбилиси. Заочно окончил в 1974-1979 годах Московскую академию бронетанковых войск имени маршала Родиона Малиновского.
В мае 1981 года В.Бороева направили в Афганистан для выполнения интернационального долга. Большинство советских воинов шли помогать ДРА с тем же чувством пролетарского интернационального долга, с каким шли воевать земляки в Корею пятидесятых годов. 101-й мотострелковый полк, в котором находился Владимир Бороев, базировался вблизи Герата - одного из самых крупных после Кабула городов древнего Афганистана. Всюду в этой стране возвышались горы, но были и долины с речушками. Моджахеды устраивали засады на дорогах, нападали на малочисленные гарнизоны советских и правительственных войск. В ответ наши части наносили массированные удары, проводили большие и малые военные операции. 101-й мотострелковый полк принимал в них самое активное участие, в числе которого находился и наш земляк Владимир Бороев.
Понятие «интернациональный долг» не было «проходным» для таких парней, как Володя. Они искренне верили в то, что воюют за свободу дружественного народа, и не щадили жизни ради нее. В феврале 1983 года во время боевых действий в зеленой зоне Герата были получены данные о возможном прохождении каравана с оружием и намерениях групп противника после прохода каравана активизировать боевую деятельность. В результате боевых действий был уничтожен караван с оружием. С 15 по 19 марта проведены боевые действия по разгрому противника, совершавшего диверсии на дороге «Герат - Кандагар». 1984 год – боевые действия в провинции Герат. Март 1985 года - обеспечение ввода 12-го мотострелкового полка в состав пятой гвардейской мотострелковой дивизии. Ведение активных боевых действий, в том числе, крупномасштабных, сопровождалось ударами танковых подразделений, в которых участвовал и Владимир Бороев. Это просто изложение фактов, почерпнутых из различных источников. За успешное выполнение боевых задач 101-й мотострелковый полк был награжден вымпелом Министерства обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть».
Вывод пятой мотострелковой дивизии из гарнизона Шинданд – Герат – Туругунди -Кушка начался согласно графику, 29 января 1989 года, последним вышел 101-й мотострелковый полк. Вывод дивизии завершился 15 февраля 1989 года.
Владимир Бороев прослужил на офицерских должностях 19 лет и шесть месяцев. Подполковник бронетанковых войск, по специальности военный инженер-механик, за свою ратную доблесть был награжден медалью «За боевые заслуги» лично Борисом Громовым. Кроме этого, имел еще 14 наград. Президиум Верховного Совета СССР за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан, наградил грамотой 28 декабря 1988 года. Медаль на груди – не просто металл. Это память о товарищах, это право сказать: «Я сделал все, что мог».
Владимир Лобанович Бороев за время прохождения воинской службы зарекомендовал себя человеком, до тонкостей знающим военное дело, умелым организатором, чутким воспитателем подчиненных. Он с честью выполнил свой долг. Принимал активное участие в работе местного комитета ветеранов. Он не единожды возглавлял колонну ветеранов во время парада в День Победы и в шествии разных праздников.
О.ЦЫБИКОВ,
заместитель председателя РОО «Совет ветеранов Корейской войны».