Главная » 2019 » Август » 17 » Наш земляк – известный микробиолог

Наш земляк – известный микробиолог

17.08.2019 в 12:36 просмотров: 738 комментариев: 0 Власть и общество

Много выходцев из Агинского округа становятся выдающимися людьми. Ими гордились и гордятся не только земляки, но и вся страна.  Об одном из них мы и расскажем.

Зоригто Намсараев (на снимке) – ведущий научный сотрудник НИЦ «Курчатовский институт», кандидат биологических наук. Область его научных интересов — микроорганизмы, способные к использованию электроэнергии, фотосинтезирующие бактерии и микроорганизмы, способные существовать в экстремальных условиях.
Родился он в г.Пущино. Его отец, Баир Намсараев, в то время работал в институте биохимии и физиологии микроорганизмов Академии наук СССР. Жили они в разных местах, но в какой-то период времени Зоригто учился в АСОШ №1 в Агинском. Каждое лето его отправляли на стоянку между Цокто-Хангилом и Судунтуем. Школу окончил в Люберцах, а в 1998 г. окончил Бурятский государственный университет. С самого начала он принимал активное участие в общественной деятельности, а также увлекался журналистикой. Получив диплом, поступил в аспирантуру Института микробиологии РАН в Москве и занимался исследованиями различных экстремальных экосистем, в основном, на территории Республики Бурятия, Забайкальского края, Монголии, штата Калифорния в США. В область его изучения входили горячие источники и соленые, содовые озера. Им было проделано много работы в исследовании озер Агинского округа, таких, как Горбунка, Хилганда. Он также  работал в Монголии и Внутренней Монголии, продолжая работу своего отца. Благодаря исследованиям его отца, было открыто порядка 30 новых видов микроорганизмов, названных в честь различных мест региона исследований. Окончив аспирантуру, Зоригто некоторое время работал в США, в лаборатории геобиологии Университета Южной Калифорнии по программе NASA Planetary Biology, где изучал микроорганизмы, обитающие в экстремальных условиях. Потом стал работником Центра белковой инженерии Льежского университета в Бельгии, изучал полярные экосистемы. Именно в этот период времени в честь него назвали одно из полярных озер. В 2003 году З.Б.Намсараев защитил кандидатскую диссертацию по специаль-
ности «Микробиология». Участвовал в экспедициях по Антарктиде, Арктике, Сибири, Центральной Азии, Северной Америке. После возвращения из Антарктиды он устроился на работу в НИЦ «Курчатовский институт», где и работает по сей день. Особое место в работе института занимает изучение озера Байкал, а также Арктики.
Зоригто Баирович рассказал, что Байкал находится под их постоянном наблюдением, и с помощью специалистов по молекулярной биологии, спутников и суперкомпьютеров они проводят тщательный мониторинг озера. Они могут проводить анализ ДНК живых организмов и точно знать, кто здесь обитает.
Работу над озером они начали вскоре после ухудшения экологической ситуации и разработали программу по его сохранению. Ее поддержали на самом высоком уровне, включая Президента России. Хотя он также отметил, что нужно повышать эффективность государственных органов, которые будут воплощать в жизнь планы по сохранению Байкала.
Загрязнение Байкала сейчас является одной из ключевых экологических проблем не только России, но и всего мира, так как в нем содержится 20 процентов всех запасов пресной воды планеты. Одной из главных проблем является цветение водорослей, которые растут при высоком уровне загрязнения озера плохо очищенными сточными водами, в которых содержится огромное количество соединений азота и фосфора. Сточные воды сливаются муниципальными водоканалами.
«Мы, как люди, которые живут вблизи озера Байкал, не вполне понимаем его значимости. Озеро и озеро, что с ним будет? Но для жителей из более удаленных мест, например, из Европы и Америки Байкал – это чудо природы. А ведь сейчас из-за глобальных изменений в экосистеме планеты, источники пресной воды становятся стратегически важным ресурсом, и их надо оберегать. Мы привыкли, что у нас много воды и достать ее не проблема, но в таких странах, как Индия, пресная питьевая вода - это ценный ресурс. Если не принимать никаких мер по сохранению Байкала, мы можем оказаться на их месте», - говорит Зоригто.
Многие ученые России сейчас активно занимаются изучением Арктики, так как там произошло резкое повышение средней температуры, а это, в свою очередь, влияет на климат всей планеты. По подсчетам, экономические потери от потепления могут составить до 60 триллионов долларов США. Стоит напомнить, что все затраты Второй мировой войны были оценены в четыре триллиона долларов.
Зоригто Баирович поведал и о том, что вечная мерзлота Арктики с течением времени тает, и из почвы и морей вырывается огромное количество метана, который гораздо сильнее углекислого газа и из-за этого значительно ускоряется процесс глобального потепления.
Рассказывая о наших озерах с лечебными грязями, которые были в значительной мере изучены благодаря его отцу, он сказал, что, увозя оттуда грязь, мы забираем продукт многолетней жизнедеятельности уникальных микроорганизмов, который восстанавливается очень долго, а если увеличивать темпы забора, то можно свести на «нет» всю ее пользу. Он посоветовал после использования вернуть все обратно в озеро, чтобы не нарушать баланс.

Чингис ШАГДАРОВ.