Главная » 2021 » Февраль » 4 » Не сломленный духом

Не сломленный духом

04.02.2021 в 10:42 просмотров: 542 комментариев: 0 Власть и общество

75 лет минуло со дня окончания войны. Наш народ, в том числе, наши земляки-агинцы, ценой неимоверных усилий сумели разгромить врага, перенесли жестокие испытания. Вечная память всем воинам, принесшим Победу и мир нашему поколению! Одним из них, перенесших все тяготы военного лихолетья, является наш земляк из с.Гунэй Даши-Жамсо Аюров.

В далеком 1912 году в многодетной семье Гэнинэй Аюр и Сэрэнэй Цыбжит рода хурса хутагата худанса шарайд в местности Хабшуу близ села Гунэй Агинского аймака родился мальчик. В бурятской семье одного из сыновей отдавали в дацан, когда Даши исполнилось семь лет, его отправили учиться в Агинский дацан в хувараки.
В те годы граница между Монголией и СССР была не такой строгой, агинские степняки кочевали со стадами на летний сезон на территорию Монголии. Не исключением была семья Гэнинэй Аюра, они также кочевали по привольной монгольской степи для нажировки скота. И вот однажды в начале 30-х годов граница закрылась, и семья осталась на территории Монголии. А на Родине, в Аге остались дочь Хорло, которая была замужем, и сын Даши-Жамсо - хуварак Агинского дацана. Так семья разделилась и оказалась в двух разных странах.
Тяжелые испытания в 30-е годы пережило население нашей страны, Восточного Забайкалья, в том числе, Агинского аймака. Массовым репрессиям подвергались передовая интеллигенция, люди разных национальностей, проживавшие вблизи буддийских дацанов, преследовались представители буддийской религии и их родственники. Они необоснованно обвинялись в национализме, антисоветской агитационной работе. Когда начали разрушать дацаны, а лам арестовывать, Даши-Жамсо решил перебраться к родителям в Монголию. Но, к сожалению, он не успел. Его арестовали на границе 16 апреля 1933 года и отправили, как «врага народа», в Гусиноозерск (приговор от пятого ноября 1933 г. тройкой ПП ОГПУ по ВСК ст.58-10, 58-11, на десять лет лишения свободы).
Благодаря добрым людям, об аресте брата передали сестре Хорло, которая жила на Родине, в Гунэе. Она успела приехать на станцию Могойтуй. Перед отправкой в ссылку Даши из окна поезда передал своей сестре небольшой сверток, в котором были все его сбережения. Эта помощь брата, в то тяжелое время стало очень большим подспорьем для Хорло, и она всегда с благодарностью вспоминала и рассказывала своим детям и внукам об этом.
По мере возможности, где бы не был Даши, постоянно поддерживал связь с сестрой Хорло. А сестра бережно хранила все его письма и передавала детям и внукам (настоящее время копии всех документов находятся в музее с.Гунэй).
В ссылке Даши-Жамсо Аюров работал на угольной шахте. В один злополучный день он упал в яму и сломал ногу. Не смог подняться и отстал от бригады. Охранники обнаружили его со сломанной ногой в яме. После выздоровления его опять судили и отправили в Красноярский край. Там началась суровая жизнь «врага народа». Шли годы, Даши-Жамсо Аюров также работал на шахте.
...В июне сорок первого весь мир узнал о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. К началу июля 1942 года военное положение СССР было сложным. Немецкие войска захватили Крым, Кубань, практически вышли к Волге, проникли на Северный Кавказ. Все эти факторы послужили толчком к изданию знаменитого сталинского приказа №227 «Ни шагу назад», положившего начало штрафбатам в Красной Армии. Суть была такова: сформировать в пределах армии от пяти до десяти штрафных рот до 200 человек в каждой, и дать им возможность «искупить кровью свои преступления перед Родиной».
Даши-Жамсо Аюров, как и многие «враги народа», попал в такой батальон. Предназначение штрафбата заключалось в том, чтобы первыми пробить брешь противника и тем самим обеспечить дорогу идущим советским войскам. После одного из таких тяжелых боев Даши-Жамсо Аюров был реабилитирован, искупил, так сказать, вину непосредственно в бою.
Позже он окончил курсы танкистов и воевал в танковых войсках. Первого сентября 1942 года в районе г.Ардон во время ожесточенного боя загорелся танк, в котором находился Д.Аюров. Получив контузию,  попал в плен к фашистам. Вместе с другими пленными его отправили в Польшу в г.Ярослав в концлагерь (ОМ-9773). Его тюремный номер SV- 51530.
19 июля 1943 года его перевели в другой концлагерь в г.Сандберг в Германии, оттуда в Италию, Австрию, и везде он работал на угольных шахтах.
«Жизнь в плену - это настоящее исчадие ада, сотворенное палачами Гитлера», - рассказывал впоследствии Даши-Жамсо. В концлагерях он перенес все тяготы плена: издевательства, голод, унижения. Сколько раз его избивали до полусмерти! Лежа в собственной луже крови, он пересиливал себя, плотно стиснув зубы, поднимался, находил в себе силы жить и идти только вперед.
Весной 1945 года военнопленных освободили войска союзников. Д.Аюров вместе с другими освобожденными пленными был направлен в один из городов на берегу моря в Италии. После войны они присоединились к 17-й армии, которая освобождала пленных в Австрии. Перевалив через Карпаты, 11 ноября 1945 года они вышли к городу Кишинев, тогда же он был демобилизован.
Но... по сталинскому приказу №227, как сдавшийся в плен врагам живым, Д.Аюров вновь был арестован и сослан в ссылку на Север для строительства железной дороги. Позже он работал на разных тяжелых работах, в том числе, на руднике по добыче вольфрама.
После смерти Сталина Даши-Жамсо Аюров был освобожден и в 1954 году вернулся в родные края, остановился в городе Улан-
Удэ, чтобы не подвергать гонениям родных и близких, которые проживали в агинских степях и Монголии. О том, что Даши живой, родные братья и сестры, живущие в Монголии, узнали только в 1959 году. Старший брат Базар-Гуро, который проживал в Монголии, решил найти его и встретиться.
О встрече двух братьев после долгой разлуки написал сын одного из братьев - Батожаргал, и эта статья была опубликована в монгольской газете «Дорнод аймак». Когда братья встретились, разговорились, брат рассказал, что мать умерла в далеком 1949 году, постоянно ожидая сына Даши. Когда Базар-Гуро позвал Даши-Жамсо в гости в Монголию повстречаться с родными и близкими, то Даши отказался, мотивируя тем, что навлечет гонения на родных.
В городе Улан-Удэ он устроился плотником на мясокомбинате. За годы работы показал себя как лучший работник, об этом свидетельствуют многочисленные грамоты за высокие производственные показатели в социалистическом соревновании, нагрудные знаки «Ударник коммунистического труда», «Отличник социалистического соревнования». Д.Аюров избирался депутатом Улан-Удэнского городского Совета депутатов трудящихся восьмого и 12 созывов, членом областного Совета профсоюзов строителей.
Второго июля 1963 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был награжден Почетной грамотой за достигнутые успехи в развитии промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры и в связи 40-летием образования Бурятской АССР.
11 августа 1966 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Даши Аюров был награжден орденом Ленина. После многочисленных наград и достижений в трудовой деятельности в душе Даши-Жамсо почувствовал, что он действительно реабилитирован и прощен страной.
В 1967 году, наконец, он поехал в Монголию на встречу со своими родными братьями и сестрами, которых не видел более 30 лет. После этой встречи он воспрял духом и продолжил трудовую и общественную деятельность с большим упорством.
17 декабря 1973 года ему было присуждено звание «Заслуженный строитель РСФСР».
После тяжелой болезни летом 1978 года Даши-Жамсо Аюров умер. А реабилитирован он был через одиннадцать лет после своей смерти - 13 октября 1989 г.
Мы, потомки, должны помнить подвиги наших земляков, которые, став жертвой политических репрессий, не сломились, защищали Родину в годы Великой Отечественной войны. В память о нашем герое его имя увековечено на памятнике «Они сражались за Родину» в родном с.Гунэй и в Дашибалбар сомоне Монгольской Республики на памятнике «Вечная память».

Г.Долгорова, 
методист по историко-краеведческому музейному залу СП «Гунэй».
Фото из архива музея.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES