Главная » 2018 » Август » 21 » О чем молчит аргалейский погост

О чем молчит аргалейский погост

21.08.2018 в 11:29 просмотров: 1374 комментариев: 0 Власть и общество

С исчезновением сел незаметно уходят из памяти людей те уголки малой родины, в которых еще совсем недавно жили и трудились наши деды и прадеды. Есть такие места и в нашем округе. По дороге из окружного центра в Читу, когда нашему взору открываются живописные земли Северного Аргалея, с правой стороны дороги среди старых тополей и берез виднеется небольшое русское кладбище.… По левой стороне внимательный путник заметит остатки строений домов, поросшие со временем бурьяном и крапивой. На этом пустыре когда-то кипела жизнь села под названием Северный Аргалей, которого нет на современной карте Агинского округа.


В историко-краеведческой литературе мы находим крайне скупые сведения о Северном Аргалее. Вероятно, это связано с тем, что село, а ранее оно входило в состав Тыргетуевской волости, было включено в состав Агинского района только в 1937 году. Другим фактором «забвения» послужили, возможно, трагические события 1929 года, о которых в советское время предпочитали умалчивать по идеологическим соображениям. 
Обратимся к источникам. Как известно, к XIX веку основными сословными группами русского старожильческого населения Забайкалья были крестьяне и казаки. Первые упоминания о Северном Аргалее  мы находим в книге В.А.Александрова «Русские старожилы Сибири: историко-антропологический очерк» (1973 г.). Как пишет автор, «в начале XIX в. на трактах Забайкалья уже имелся ряд небольших поселений русских государственных крестьян: Татаурово, Улятуй, Черемхово, Артинское, Жипкокшинское, Кука, Хадакта, Верхне-Нарымское, Тыргетуй,  Аргалей…». Переселенцы «были выходцами из Полтавской, Харьковской, Черниговской губерний». Жители этих деревень «должны были содержать почтовые станции от Верхнеудинска к Нерчинску». 
Как мы узнаем из материалов, опубликованных в газете «Красное знамя» карымским краеведом В.Косенковым, «в крестьянском селе Аргалей Тыргетуевской волости в 1897 году числилось 66 хозяйств, десять заимок. В селе функционировала деревянная церковь святой Троицы, 1888 года постройки, работала церковно-приходская школа.  В 1916 году в Северном Аргалее проживало 428 человек, числилось 82 хозяйства, в которых содержалось 264 лошади, 1009 голов крупного рогатого скота, 831 - мелкого скота». 
 Ценнейшим источником информации, воссоздающим облик села в первой половине XX века, являются воспоминания Агнии Андреевны Севостьяновой (на снимке слева), которой в этом году исполнилось сто лет и живущей в Новоорловске. Жизнь старейшей жительницы Аги, родившейся в Северном Аргалее в 1918 году, вместила в себя все драматические события ушедшего века. 
- Маму мою звали Аксинья, - вспоминает она. - Родилась я, как говорила мне мама, в страду. Все в это время работали в поле, хлеб убирали. Точной даты я не знаю. Когда церковь сгорела, сгорели и метрики. Отец мой - Севостьянов Андрей - служил в казаках. Погиб, когда мне исполнился только год. Они поехали с обозом из Аргалея в Могойтуй за продовольствием. В Агинском их арестовали бандиты и в лощине, не доезжая до Могойтуя, их расстреляли….  Девочка одна все это видела, рассказала только через год. И через год только мы нашли его и похоронили… 
Повседневный быт аргалейцев мало чем отличался от жизни других забайкальских сел того времени. По рассказам старожилов пред нами предстает небольшая деревня с добротными избами, деревянными изгородями. 
- Деревня была длинная. Была Верхняя улица и Нижняя. На праздник в церковь ездили. Хлеб сами сеяли. Когда царь-то был, там богатые евреи жили. У них лавочки в Аргалее были, продавали все. Они сахар в Чите наберут, потом нам продают. Потом была революция. Надо было сделать так, чтоб советская власть была. Началась советская власть, вторая мировая война….  Все - и буряты, и русские - ушли на ту  войну… - вспоминает Агния Андреевна.
 О жизни Северного Аргалея и ее людях мы получаем подробную информацию из книги Г.А. Жеребцова «Крестьянские восстания в Забайкалье»:  (1930 -1931 гг.), изданной в  1996 году. 
В 1929 году аргалейские крестьяне приняли активное участие в Тыргетуйском восстании, основными причинами которого, как отмечается в «Энциклопедии Забайкалья», стали насильственные хлебозаготовки и лишение земли в счет колхозов. За участие в восстании были арестованы 182 человека. Участники восстания и их семьи были подвергнуты жесточайшим репрессиям.  Многие жители села после прихода советской власти, спасаясь от красного террора, были вынуждены эмигрировать в Северный Китай. О масштабах этой трагедии можно судить по материалам «Книги жертв политических репрессий Восточного Забайкалья», в списках которых значатся целые семьи. 
 Оставляя в стороне трагические события тех лет, обратимся к строкам, проливающим свет на крестьянский быт, повседневную жизнь аргалейцев. Мы узнаем, что аргалейцы любили заходить в дом Андрея Никитовича Петрова,  который «всегда был открыт для  разговоров «за жизнь». Сквозь строки предстают  живые образы аргалейских крестьян, сорокалетних, в полном расцвете сил мужчин. Г.А. Жеребцов пишет: «Вот и в этот раз на огонёк к нему зашли Павел Соболев, Павел Колоколов, Николай Еремеев, Ефрем Смирнов, Кирилл Гудков, Яков Маслов и Петр Пирогов».  Как пишет автор, «хозяйства у них у всех были справные, за что и держались. Да и как не держаться за них, когда дома ртов, как тогда говорили, у каждого по семь-девять детей. И всех надо кормить. Хозяйства в сельсовете значились в списке подлежащих конфискации». Такую перспективу, как подчеркивается в книге, аргалейцы «считали для себя большим позором и унижением, а для своих семей – путь к верной голодной смерти. «И пока они ещё чувствовали в своих крепких крестьянских руках силу, мужики не видели другого пути как самим защищать себя от советской власти». Аргалейцы рассуждали так:  «Сами за себя не постоим, никто за нас не заступится…». 
Размышляя о причинах, побудивших к столь радикальным мерам противоборства, отметим, что лозунг «Защитим крестьянские права от давления советской власти!» являлся для повстанцев, скорее, олицетворением защиты привычного уклада, лучших лет жизни в старой России,  нежели отражением конкретных политических убеждений. В ключе этих рассуждений приведем выдержку из книги, с которой трудно не согласиться. Довольно верную оценку событиям дал участник выступления из Аргалея Денис Гладких: «Своим примером мы показали, что крестьянство должно жить, и что с ним считаться нужно»...  
Трагедия, унесшая жизни сильных и ярких людей, послужила началом постепенного исхода села. 
Дальнейшая судьба Северного Аргалея мало чем отличалась от жизни других забайкальских деревень в первые годы советской власти. В Северном Аргалее была образована коммуна, которую в 1930 году преобразовали в колхоз имени М.Буденного из 300 дворов. Православная церковь была закрыта, а здание перевезено в Южный Аргалей под сельский клуб. Председателем колхоза был назначен  Макар Бургачев. Аргалейцам, выжившим в эти годы,  предстояло пройти не менее суровые испытания. На пороге была Великая Отечественная война…
В военные годы и без того обескровленное село выживало вместе со страной. - Вся мужская работа выпала на долю женщин и детей, - вспоминает Полина Борисовна Черникова, старейшая жительница п.Агинское, уроженка Северного Аргалея. 
- Но мы не поддавались горю, - говорит она. Поименно с горечью вспоминает девяностолетняя агинчанка своих ровесников, погибших в годы войны:  
- Во время войны почти все погибли…. Почти все жены получили похоронки…. У всех было горе…. Пирогов Андрей Иванович, Маслов Павел - погиб, два братья Владимировых, Александров Николай, Борисов Георгий, Борисов Илларион, Севостьянов Михаил, Маларев Семен, Черников Тимофей Васильевич, Колоколов Владимир…. Как Победа подходит (День Победы),  - заключает Полина Борисовна, - так одна война на уме…
 После Великой Отечественной войны председателем колхоза им.Буденного был назначен ее брат - Борис Борисович Черников, фронтовик, вернувшийся с ранением в ногу. По воспоминаниям сестры, «он был очень хорошим, трудолюбивым человеком». Интересен факт, характеризующий личность Б.Б.Черникова. После войны он передал свой дом под больницу в Южном Аргалее. 
В воспоминаниях старожилов Аги и в документальных источниках прослеживается характер взаимоотношений жителей Северного Аргалея со своими соседями - бурятами из Южного Аргалея.
- Мой отец шибко дружил с бурятами аргалейскими, - вспоминает Полина Борисовна. - Мы помогали, очень верили друг другу, - говорит она. - Отец нас один поднимал…. Бывало, запряжёт коня, отправит меня к Балданке (к моему деду - авт.), меня встретят, накормят, коня напоят, распрягут, примут как свою…. Делились чем могли, все пополам. У нас дома тоже почти весь Калинин гостил, все отца знали. Балданка тоже приезжал часто… 
Агния Андреевна Севостьянова вспоминает:
- Буряты к нам ездили, араку продавали. А мы к ним ездили, баран стригли. Мы все знакомы были, дружили с бурятами. Раньше врачей-то не было, мы к барячинам ездили. Буряты к нам на праздники приезжали. Когда у них праздники, мы ездили к ним.
Жители соседних сел поддерживали друг друга в трагические дни 1929 года. «Восьмого ноября Григорий Смирнов и Михаил Соболев заезжали к буряту Очиру Холхоеву, живущему в местности Аргалей, они пили чай и кормили лошадей. В этот раз они сообщили ему, что у его соседа Тунгалана Нанзатова находится на сохранении отара овец Смирнова в количестве 76 голов и будет находиться до тех пор, «пока не кончится эта заваруха». Сквозь эти строки просматриваются не столько хозяйственно-бытовые отношения жителей Северного и Южного Аргалея, но более крепкие доверительные узы дружбы людей, полагающихся друг на друга в трудный час. В другом источнике, у известного поэта Арсалана Жамбалона мы также находим теплые детские воспоминания о поездках в соседнее село: «Однажды я и сам ездил с отцом к русским друзьям в Северный Аргалей, чтобы отвезти им новые сани, вилы и грабли»…
О жизни села в 50-е годы прошлого столетия мы узнаем из воспоминаний Елены Николаевны Севостьяновой, работавшей в Северном Аргалее учителем начальных классов после окончания в 1953 году Агинского педагогического училища: 
- В 1953 году колхоза им. Буденного не было. Народу жило мало. Многие разъехались, часть переехала в Агинское. Старинных домов уже почти не было. Работал сельский совет, магазин, клуб.  Школа была малокомплектная. В школе учились Бурдинские, Бузины, Владимировы… Люди занимались, в основном, сельским хозяйством. Жило несколько бурятских семей, в основном по фермам - Жамсарановы, Балдоржиевы... 
В 1984 году Северный Аргалей был исключен из учетных населенных пунктов. Таковы основные вехи истории села. Сегодня лишь безмолвный Аргалейский погост, заметно преображающийся накануне Родительского дня, является подтверждением того, что память об исчезнувшем селе жива в сердцах потомков тех, кто жил на этой земле.

Д.Сундуева, 
доктор культурологии 
(Чита, ЗабГУ).
Фото предоставлены
 автором.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES