Главная » 2012 » Октябрь » 29 » Они были первыми

Они были первыми

29.10.2012 в 16:39 просмотров: 1845 комментариев: 0 Архив материалов
До 60-х годов прошлого столетия подготовка водителей для нужд Агинского округа в основном осуществлялась в областном центре. В п.Агинское периодически работали курсы по подготовке водителей – филиалы областных организаций. Курсы водителей автомобилей проводились и при райкоме ДОСААФ. Но потребность в водительских кадрах возрастала с каждым годом, требовались подготовленные водительские кадры и для Вооруженных сил СССР.
В 1962 году издается приказ Председателя ЦК ДОСААФ СССР о создании в п.Агинское самостоятельной автошколы ДОСААФ для подготовки водителей для ВС СССР и народного хозяйства.
Первый набор водителей-призывников состоялся в ноябре 1962 года. Наша группа насчитывала 18-20 курсантов из разных сел округа. Абсолютное большинство курсантов были призывниками 1944 года рождения, которые обучались бесплатно по направлению окрвоенкомата. В виде исключения в группу были зачислены на хозрасчетной основе четыре человека из п.Агинское. Это были демобилизованные воины Георгий Бородин и Виталий Грузных и двое молодых - автор этих строк и Батомунко Намсараев. Плата за обучение составляла 98 рублей (по тем временам солидные деньги).
За давностью времени я не помню всех курсантов, но память сохранила некоторых из них: это Алексей Столповский из п.Агинское, Цырен Иванов из Кункура, Буданов из Могойтуя, Дутов из Боржигантая, Раднаев из Цаган-Челутая, Шагдарцырен Дагбаев из Таптаная, Согто Цыбенов из Алханая, Лидашан и Дремин из Дульдургинского района.
Теоретической подготовкой мы занимались в приспособленном здании по ул.Ленина, рядом с военкоматом. В этом здании был один класс для изучения устройства автомобилей и ПУД (правил уличного движения), во второй комнате располагался кабинет начальника школы и преподавательская. Сегодня на этом месте стоит киноконцертный зал «Амар Сайн», а несколько ранее было Агинское отделение Сбербанка. Автопарк школы находился на северо-восточной окраине поселка, где сегодня построено новое здание автошколы. Автопарком служила небольшая, огороженная колючей проволокой площадка под открытым небом, с небольшой избушкой для подогрева воды и одним навесом для ремонта автомобилей.
В школе было четыре автомобиля ГАЗ-63, один ГАЗ-51 и один ЗИЛ-164. Автомобильная техника была порядком подержанная, переданная из воинских частей.
Вот на такой учебно-материальной базе мы и начали обучение. Надо сказать, что в классе по устройству и эксплуатации автомобилей было большое количество плакатов, имелись разрезные макеты различных механизмов и агрегатов. 
Для изучения правил уличного движения имелись специальные комплекты, которые назывались ГУД, они включали в себя макеты перекрестков, рельсовых и безрельсовых транспортных средств, начиная с конной повозки и до троллейбуса.
В процессе учебы все курсанты быстро сдружились, сформировался хороший коллектив.
Я не помню случая, чтобы кто-то без уважительных причин пропускал занятия или, тем более, привлекался за нарушение общественного порядка. Помню, еженедельно от военкомата нас посещал капитан Утешев, который интересовался учебой, проводил беседы на военно-патриотические темы.
Естественно, главную роль в подготовке водителей играют преподаватели, поэтому хочется вспомнить и их. Начальником школы был Альберт Михайлович Максимов (на снимке), ему было всего 23 года. После службы в погранвойсках КГБ СССР в г.Тбилиси он некоторое время преподавал «Машиноведение» в средней школе, а затем был назначен начальником автошколы. Это был молодой, энергичный и очень строгий человек. Он пользовался непререкаемым авторитетом среди курсантов и работников школы.
Проводя политзанятия, он с увлечением рассказывал нам о профессии водителя, заострял внимание на ответственности, особенно военных водителей.
Безусловно, это был руководитель нового поколения. После нескольких лет работы он был направлен в органы КГБ, заочно закончил инженерный факультет Бурятского СХИ, работал в Шилкинском, Оловяннинском, Чернышевском районах, подполковник КГБ. Трудовую деятельность закончил в должности заместителя главного механика Жирекенского ГОКа.
 
 
Преподавателем «Устройства, эксплуатации автомобилей и правил уличного движения» работал Намогуро Намжилович Очиров (на снимке). Это был человек, умудренный опытом, замечательный практик и знаток автомобилей. Не имея специального педагогического и технического образования, он очень доступно, доходчиво и понятно объяснял изучаемый материал, устройство автомобилей. Кроме всего прочего, это был мастер – «золотые руки»: газоэлектросварщик, плотник и слесарь.
До выхода на пенсию он проработал в автошколе и, безусловно, внес большой вклад в дело подготовки водительских кадров нашего округа.
Инструкторами по вождению (так раньше называлась эта должность) работали Л.П.Романов, В.М.Кац, И.Г.Захаров, В.Михайлов. 
Надо отметить, что все инструкторы были классными водителями, постоянно поддерживали старенькую технику в исправном состоянии, несмотря на то, что техобслуживание и текущий ремонт автомобилей проводились в зимнее время под открытым небом. Все они имели необходимые педагогические навыки, отличались корректностью в обращении с курсантами, мы никогда не слышали от них грубости и ругательств. 
Курсанты нашего первого выпуска поочередно по два человека в смене несли суточный наряд. В обязанности наряда входили охрана автопарка, поддержание чистоты, а в ночное время - подогрев воды для систем охлаждения учебных автомобилей. Вот таким образом незаметно пролетели месяцы обучения, и в конце марта 1963 года мы получили свидетельства об окончании автошколы и водительские удостоверения «Шофер-профессионал III класса».
Несколько слов о порядке сдачи экзаменов на водительские права. По устройству автомобиля в каждом билете было по пять теоретических и практических вопросов. По ПУД в каждом билете было по три вопроса. Первый вопрос в основном - дорожные знаки, второй - техсостояние и оборудование транспортных средств и третий, самый сложный, разводка транспортных средств.
По своему усмотрению экзаменатор, т.е. инспектор ГАИ, на макете перекрестка создавал ту или иную ситуацию с участием большого количества транспорта, а кандидат в водители должен был без ошибок произвести разводку всех транспортных средств, согласно существовавшим правилам уличного движения.
Для приема экзаменов из УВД области приезжал инспектор капитан Казаков, очень строгий экзаменатор (нам казалось, он никогда не улыбался), опытный сотрудник милиции и ГАИ. Он очень быстро принимал экзамены по вождению автомобиля - как бы чувствовал, кто уверенно или неуверенно водит автомобиль. Через каких-то пять-десять минут поездки с курсантом объявлял, сдал или не сдал, без комментариев.
Сегодня, через 50 лет, у меня сохранились добрые, хорошие воспоминания об автошколе, моих одногруппниках и наставниках. По-разному сложились судьбы и курсантов, и преподавателей. Многих, конечно, уже нет среди нас.
Из ныне здравствующих проживают в п.Агинское наши инструкторы Анатолий Сергеевич Лиханов, проработавший до пенсии в автошколе, ныне ветеран труда, пенсионер; Иван Герасимович Захаров после работы в автошколе вплоть до выхода на пенсию работал в Агинской ПМК сварщиком, бригадиром монтажников, сегодня пенсионер. По некоторым данным, проживает в г.Чите бывший инструктор Владимир Михайлов. Хочу пожелать им доброго здоровья и долгих лет жизни.
Многие наши курсанты первого выпуска навсегда связали свою жизнь с профессией водителя. Сегодня в поселке проживают мои одногруппники, первоклассные водители Виталий Ильич Грузных, Алексей Васильевич Столповский и Шагдарцырен Дагбаев. Первый долгое время трудился в Агинском ПТП водителем междугородного автобуса, на пенсию вышел с должности водителя ППЧ №1. Алексей Столповский после службы в армии до выхода на пенсию проработал водителем станции «Скорой медицинской помощи». Шагдарцырен Дагбаев до выхода на пенсию работал водителем в разных сельхозпредприятиях округа. В канун юбилея автошколы я желаю им и всем бывшим курсантам первого выпуска здоровья, счастья, удачи.
50-летие автошколы ДОСААФ – знаменательное событие в развитии автотранспорта нашего округа. Многие тысячи водителей получили путевку в жизнь после окончания школы.
Я приглашаю всех выпускников школы прошлых лет, преподавателей и работников поделиться своими воспоминаниями на страницах нашей окружной газеты.
 
В.ЕЛАНОВ, курсант первого выпуска, заслуженный работник транспорта и автомобильных дорог Агинского Бурятского автономного округа.
Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES