Главная » 2022 » Октябрь » 29 » Полвека за «баранкой»

Полвека за «баранкой»

29.10.2022 в 10:34 просмотров: 910 комментариев: 0 Экономика

В последнее воскресенье октября в нашей стране отметят важный праздник – День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. Эта дата календаря хоть и не отмечена красным цветом, как особо важная, но, на наш взгляд, является значимой, поскольку без труда водителя, к примеру, была бы немыслима Победа в Великой Отечественной войне. Рядовой шофёр на «полуторках» (ГАЗ- ММ), ЗИС-5 («трёхтонка») и ленд-лизовских студебеккерах исколесил множество дорог, под огнём и бомбёжками провозя бесценные грузы до наших солдат и гражданских жителей. Одна бессмертная «Дорога жизни» с её бесстрашными водителями чего стоит. Продолжали шофёры трудиться и после войны, помогая в восстановлении народного хозяйства. 
Профессия водителя была востребованной, мальчишки тех лет грезили автомобилями, мечтали также «уходить» в дальние рейсы, а также обладать шикарными атрибутами первоклассного «шефа» - потёртой кожаной тужуркой, шерстяной твидовой кепкой с хромовыми сапогами.

В наши дни престиж шофёра уже не такой яркий, как в прошлые годы – водят практически все, и стар и млад, независимо от пола и других различий. Но праздник всё же актуален и необходим. Хотя, лет через сто рискует стать «пылящимся экспонатом» на полке истории – в Дубае уже вовсю тестируют летающие автомобили. Но надо признаться до нас они доберутся ещё не скоро - двигатель внутреннего сгорания своеобразный «perpetuum mobile» углеводородной промышленности питающий её.
Рассуждая и подбирая кандидатуру героя, коллегиально было решено найти водителя со стажем, обязательно обладающего харизмой, шофёрской словоохотливостью и смекалкой. Поиск был трудным и продолжительным, пока наш фотокорреспондент совершенно случайно (многие мировые и научные открытия сделаны случайно) не спросил у таксиста: «С кем можно сделать качественный материал?». «Только Галсан-ахай способен вам интересно рассказать про свою шофёрскую судьбу, более никто», - ответил нам частный извозчик. Поиск наконец-то подошёл к концу. Дело оставалось за малым – поговорить с бывалым водителем, Радной-Галсаном Митуповичем Абидуевым, который и поведал читателям окружной газеты о себе и своём автомобильном опыте. Он оказался и нашим заядлым читателем, стаж которого превышает водительский. В общем интересный человек и тем более собеседник.
«Первой моей машиной стал армейский ГАЗ-66, на котором я познал дороги Камчатки в годы срочной службы в рядах Вооружённых сил СССР. Отличная машинка, вездеход. Прикипел к ней сердцем и душой, как степняк-кочевник к своему верному коню. «Шишига» была закреплена за мной, ухаживал за ней, лелеял. Хотя сама машина неприхотливая, простая. На водителя выучился в знаменитой Агинской автошколе, как и многие мои ровесники, которые спали и видели себя за «баранкой» легкового и большегрузного авто. 
В 1975 году, демобилизовавшись, вернулся на малую родину и решил, что водить автотранспорт у меня получается лучше всего, потому, чем гнаться за журавлём в небе устроился в Агинское автотранспортное предприятие, в котором проработал ровно 20 лет, вплоть до его полного закрытия. Возил грузы до последнего, до краха АТП. За эти годы сменил много машин. Водил самосвалы, трейлеры. Завершал карьеру в АТП на бензовозе, который вспоминаю до сих пор. В последний рейс уходил именно на нём. Возили горючее, сено из Монголии, удобрения в Китай, запчасти из г.Братск Иркутской области. Какой смысл вывоза кормов из шестнадцатой республики? В Монголии травостой лучше, так как сенокошение не так развито как у нас, и скот питается на подножном корме практически круглый год. Бывали случаи, когда у нас не хватало сена, вследствие засухи, например. Поэтому многие наши колхозы занимались заготовкой кормов именно в Монголии. Вывозили оттуда зимой через Онон, проезжая через Новый Дурулгуй и Гунэй. Так и «ходили» в рейсы. Случалось, ломались посреди дороги, но никогда своих не бросали. Бывало, приезжали до дома на буксире. Взаимовыручка была на высоте. Сейчас такого практически нет. После закрытия некогда мощного автопредприятия подался в таксисты. За те более 20 лет, что занимаюсь частным извозом по окружному центру, знаю каждый камешек в нашем посёлке. Знают и меня. Что интересно, те, кого в начале 2000-х годов я возил вместе с родителями до детсада или школы, теперь сами, став взрослыми и обзаведясь семьёй, пользуются услугами моего такси по тому же маршруту – дом-детсад-школа. Они меня узнают, они искренне радуются, что я до сих пор таксую, мы беседуем. 
Помню, начинали мы с тарифа поездки на такси по посёлку в пять рублей. Сейчас - 110. Насколько рентабельно заниматься частным извозом? Если бы было не окупаемо, то многие не занимались бы извозом. Даже несмотря на все амортизационные расходы, частный извоз занятие рентабельное. Это моё мнение. В советское время, годах в 80-х, при Агинском автотранспортном предприятии действовала услуга такси, работало порядка 20 машин марки ГАЗ-21 и ГАЗ-24 «Волга», которые «кучковались» возле автостанции (сейчас здание театра «ДалиТЭ» и кафе китайской кухни «Харбин»). Там была их точка. Но народ тогда мало прибегал к их помощи, предпочитая общественный транспорт, но находились «юмористы», чтобы при помощи жёлтого такси с характерными шашечками (они были съёмные) перевезти в багажнике барана. Тариф был десять копеек на один километр. Чуть позже цена подросла до 20 копеек, что, по-видимому, совсем отпугнуло потенциальных пассажиров. 
Сейчас услуга такси очень развита в п.Агинское. Большой наплыв различного автотранспорта в столице округа наблюдаю с начала нулевых годов, и его с каждым годом становится всё больше и больше, которые запрудили улицы п.Агинское. Раньше, в основном, ездили грузовые автомобили. Отсюда проблема – отсутствие или малое количество парковочных мест, в том числе, и для лицензированных таксистов с обязательным дорожным знаком «Стоянка такси». Это и накладывает неудобства на нашу работу. Как сейчас обстоят дела с культурой вождения у современных водителей? На низком уровне. Это касается, в основном, молодёжи мужского пола и женщин».
Не могли спросить мы и про анализ сравнения отечественного автопрома с иностранным, в частности, с японским. На это наш собеседник ответил, что сравнение немного некорректное. В его личном пользовании были и два «Москвича-412», которые он приобретал в 1979 году, двое «Жигулей» седьмой модели, два УАЗа, но альтернативы японским иномаркам на данный момент нет. «Японки» - машины для комфортной поездки без лишней головной боли, а …». «А отечественные как хобби», - прервали мы Радну-Галсана Митуповича, предугадывая его ответ. «Нет. Наши машины для ремонта», - резюмировал Р-Г.М.Абидуев.
«Уже полвека за «баранкой» автомобиля, поэтому хочу воспользоваться случаем поздравить всех автомобилистов и автолюбителей с праздником и передать огромный привет Вилору Степановичу Баранову, одному из старейших автомобилистов округа. Дорогие автомобилисты, уважайте друг друга на дорогах, помогайте в случае неисправностей. Пусть ваша дорога будет ровной и гладкой, а дома всегда ждут и встречают с любовью. Простого человеческого счастья и здоровья», - поздравил Галсан-ахай.

Зорикто Олзоев.
Фото Саяна Дашиева.
 

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES