Прошлое и настоящее Токчинского дацана

К 215 -летию со дня основания дацана и открытию сумэ Аюши бурхана


У ононских хамниган буддийское учение распространялось с V века н.э. Официальным признанием буддизма, как одной из мировых религий в Российской империи, является Указ императрицы Елизаветы Петровны от 1741 года. Но уже несколько веков до этого у ононских хамниган действовали шесть дацанов в войлочных юртах. Токчинский дацан был основан в ведомстве Урульгинской степной думы в 1801 году. Токчинский, Гунэйский,  Тарбагатайский, Хужиртайский, Бырцуйский и Ульхунский дацаны были основаны хамниганами разных родов и ведомств.


Немного истории


Токчинский дацан «Гандан Дашилин» уступал другим дацанам по числу прихожан, богатству, количеству культовых сооружений, но он относился к первым дацанам, построенным на территории расселения агинских бурят. По сведениям Г-Д.Нацова, «люди хамниганского происхождения, живущие вдоль реки Онон, пришли из Халха-Монголии. Они исповедовали буддийскую религию. Первоначально у них был войлочный дуган. В 1801 году было построено деревянное здание». 
В 1801 году хамниганы заготовили сосновые деревья на горе Яма у устья реки Амгалан, впадающей с северной стороны в 
р.Онон, возвели из круглых бревен стены дацана. Строительством руководил лама Одсэр, он был старшим сыном зайсана, одного из богачей хамниганского происхождения. Одсэр-лама был настоятелем дацана до 1842 года. 
 В 1846 г. при Токчинском дацане официально значились два сумэ – Майдари и Аюши. Здания дацанских построек неоднократно заливали воды Онона, что послужило причиной для строительства нового дацана на другом  месте. Так, в 1850 году местные ламы и прихожане решили перенести его на более возвышенное место, в урочище, именуемое в народе «З\тхэлиин адаг».  Строительством дацана руководил лама Гунэйского дацана Жаргал-лама. В новом дацане хуралы совершались в течение 14 лет. Затем здание сгорело.
В 1864 году токчинцы  ходатайствовали о разрешении им восстановить свой дацан, и притом не в устье р.Зуткулей, а на четыре версты выше по течению реки, на ее левом берегу. Строительство нового здания было разрешено генерал-губернатором Восточной Сибири в 1868 году, и токчинцы построили новое здание дацана, которое прослужило около 30 лет. 
В 1897 году совет общины и прихожане решили построить на более  возвышенном месте новый трехэтажный деревянный дацан на каменном фундаменте. Третий этаж предназначался для Чойжила – сахюусана Токчинского дацана. Размеры дацана в основании составляли по четыре сажени с каждой стороны, общая высота достигала шести саженей. Стоимость дацана токчинцы определили в сумму 3902 руб.92 коп.
Общее число прихожан дацана по переписи 1897 г. насчитывало 665 человек. Население дацана составляли настоятель, четверо штатных, 62 нештатных лам, из которых около 40 человек участвовали в служении в Манба или изучали медицину. А остальные 20, не достигшие юношеского возраста, изучали тибетскую и монгольскую грамоту, буддийские религиозные сочинения. Богослужения в дацанах проводили Бушудуев Лосол-лама, Цыренов Лубсан-лама, Бэликтуев Лундэп-лама, Балтиган (Сэсэн Сагаан-лама), Одсэр-лама.  
Настоятелями дацана были Хамниган Сосор(Одсэр)-лама,  Гурумба-лама, Жаргал-лама, Цыбанов Даши-Норбо, Банчиков Данзан-Того, Самбуев Норбо, Гундарай-лама, Аюшиев Гомбо, Бадмаев Нима, Намсараев Лундун, Санжиев Санжиниму, Санжиин Шойжинимбу, Цыдыпов Нурба, Жигмитов Сампил, Жапов Дамба-Рабжа (дооромбо).
Бурятский и монгольский ученый, общественно-политический деятель Цыбен Жамсарано был проездом в Токчинском дацане и в своей работе, отмечая сей факт, писал: «Ангелом-хранителем Токчинского дацана является Лхама-сахюусан. Сам дацан находился в бедственном положении ввиду малочисленности прихожан. В его ведомстве находилось около 20 домов, 50 учителей лам, исповедующих буддизм. Внутри дацана выставлен был Дуйнхор, без обычной пестрой цветовой гаммы, из вышивки черных шелковых ниток, чем-то похожий на тончайший рисунок живописи». С таким творением он встретился впервые. Также в дацане его внимание привлекли статуи  богов и танки Найдан Жудуг, искусно выполненные древними мастерами. Дверная рама, украшенная изображениями Дакини с духовными инструментами, парящие в облаках. Токчинский дацан - единственный в своем роде в России, где по-настоящему придерживается традиции вихара (обитель для монахов). 
В начале 20 века приходом дацану были пожертвованы типографские доски для ксилографического печатания сочинений «Мани», «Хиймори». Ширетуй Токчинского дацана Лосол Бушудуев в 1932 году был отправлен в Агинскую тюрьму. Лосол-лама, прощаясь с прихожанами, сказал: «За меня не беспокойтесь, у меня нет ни на кого обиды. То, что случилось со мной, - недоразумение, которое разрешится со временем. Живите в мире и согласии друг с другом. Об этом я буду молиться!».
 С 30-х годов началось сплошное варварское уничтожение церквей и дацанов в Забайкалье и Калмыкии. В мае 1933 года было вынесено постановление о закрытии Гунэйского, Токчинского, Хужерстайского дацанов, они были разобраны и использовались в строительстве школ. Совершались акты вандализма: были расхищены вещи, подверглись сожжению тибетские книги, разрушены и уничтожены иконы, бурханы. 
Сожжено и разрушено более 1500 медных, золоченых и незолоченых бурханов, деревянных и глиняных. В районе трех дацанов степь была покрыта листками тибетских книг, разнесенных ветром. 
Христианская и буддийская веры для русских и бурят были запрещены. Люди становились атеистами, не верящими ни во что, с очень ограниченными духовным миром.
Проникновение вместе с буддизмом символических элементов  индо-китайского и тибетского искусств в виде изображения дракона, белого слона, лотоса, стилизованных облаков являлось характерным для дацанского искусства. 
У ононских хамниган мастерство иконописца преемственно передавалось из поколения в поколение, например, иконописец Ломбо Абидуев свое мастерство передал преемнику Дамбиниме Цырендашиеву. 
Долгие годы после 1934 г. религиозные ритуалы выполнял Барасов Аюша (Норсон-лама), 1900 года рождения.  Он принадлежал табангутскому роду.   Много теплых воспоминаний связано с именем известного земляка Норсон ламы, он пользовался большим уважением и к нему обращались за помощью жители из всего округа. Он некоторое время служил в Агинском дацане гэсхы ламой.
Начиная с 1990-х годов, усилиями местных старейшин  был открыт дуган в здании бывшего школьного интерната. Затем, по настоянию председателя буддийской общины «Майдари» С.Ц.Цыденова и всех жителей села, под реконструкцию в дуган было передано здание универмага.
Летом 2000 года Его Святейшество Еши-Лодой Ринпоче освятил здание дугана. 
В этих мероприятиях непосредственное участие принял лама – Рабданов Александр Жамсоевич (Содбо-лама).  
18 июля 2003 года, через 70 лет, состоялось освящение и открытие Токчинского дугана. Оформление дугана было сделано «золотыми руками» наших художников Чулуном Дугаржаповым, Болот-Батором Гомбожабоном, Жамсараном Цыденовым, Чингисом Цыбеновым и др.  Были сшиты «лоскутное небо» и другие атрибуты для оформления зала С.Б.Батомункуевой, С.Бальжинимаевой, Д.Гончигцынгеевой, М.Дымбрыловой, Б-Ж.Нанзатовой, Д.Максаровой, О.Дондоковой и др.  Хувараками служили Бэлигто Митупов, Баир Будожапов, Чингис Цыбенов.


Патриот малой родины


История делается людьми, не исключение и наш Токчинский дацан. Александр родился в 1974 году в семье Рабданова Жамсо, принадлежащего хамниганскому роду Зайдан, и Аюшиевой Цырен-Дулмы девятым ребенком. С малых лет он отличался от сверстников быстрым, острым умом, гибким, образным языком. Рос он любознательным, смышленым и позитивным парнем. В школе, как и все, был октябренком, комсомольцем, активным учеником. Неоднократно становился призером предметной олимпиады по биологии, литературе. Школу закончил успешно, награжден грамотой «За особые успехи в изучении биологии, литературы и математики». После окончания служил в армии, работал в колхозе. Но судьба распорядилась по-своему, и он стал учеником Агинской Буддийской академии. Некоторое время работал в г.Улан-Удэ  в буддийской общине «Замбала», затем приехал в родное село и стал ахалагша-ламой в Токчинском дугане. 
Содбо-лама - патриот своей малой родины. Постоянно проводит беседы на морально-этические, религиозные темы, объясняет детали, понятия общечеловеческих ценностей: «благодеяние», «грех», «карма» и т.д.  Оказывает моральную и материальную помощь юным боксерам, борцам. Его усилиями построен «Мааниин» дуган, возведена ступа, посвященная 16  настоятелям и ламам Токчинского дацана. Ежегодно  проводятся «Обоо тахилган» - почитание местных духов,  «Лусадай зай» - почитание хозяев  Воды. При активном участии Содбо-ламы и нашего земляка Даши-Далая Дамбаевича на территории села Токчин  Еши Лодой Ринпоче два раза (1993 г., 2002 г.) провел ритуал «Жэнсэриг» - подношение Огню, установили х\рдэ на субаргане Даша Гомон (Бурхантын обоо)  12 августа  2013 года. Проводятся все установленные канонами богослужения и буддийские религиозные обряды для процветания, благополучия родного края и всех земных существ.
В трудные 90-е годы на ламу учился Жапов Нордоп в Буддийском университете им.Жанабазара, в 1994-1996 годах служил Нирва ламой, с 1996-2000 гг. - гэсхы-ламой, в 2000 году переехал в Цугольский дацан. 
В 1991 году, когда приезжал на нашу агинскую землю Далай-лама XIV, сопровождал его до Москвы. Ринчин-лама занимался активной общественной жизнью, с 1996 по 2000 годы был депутатом местного самоуправления с.Амитхаша. В конце 1990 годов служил в казачестве Забайкальского края, как войсковой лама в чине есаула.  
 В Читинском дацане несет службу Дашибалов Бато-лама, выпускник философского факультета Университета Гомон дацана в Индии.  
В Иркутском «Манал» дацане работает Цыденов Жамьян-лама, из рода хатахин-табантан, лама-астролог. В прошлом - офицер ВМФ России, капитан корабля, инженер по судостроительству. Служил в Тихоокеанском и  Североморском флотах. Жамьян-лама провел телемарафон на восстановление  Харацинского дацана на о.Ольхон. 
С 2004 года в Индии  успешно учится на высокого ламу Дашидондоков Денис в Университете Гомон дацана.  
С 2014 года 11-летний Мажитцырен Цыренов  начал осваивать азы Учения Будды  в далекой Индии в Гомон дацане.


Возвращение к истокам


2016 год для токчинцев был богат на значимые события. Все село, выходцы из села, проживающие за его пределами, приняли активное участие в возведении субаргана  «Жанчиб Шодон», посвященного 16 настоятелям и всем ламам Токчинского дацана. Эту значимую идею подала Намсараева Бальжит. После положительного решения в Агинском дацане общее руководство по строительству взял на себя Аюшиев Базарсадо - председатель буддийского общества «Майдари».  Его поддержали Содбо-лама и Даши- лама, старожилы села, семья Д.Дабаева из с.Хилгосон, Д.Э.Шагаев и многие другие. Почти каждый житель села и уроженцы внесли свой неоценимый вклад. Это свидетельство возвращения людей к своим нравственным  истокам, к вере своих предков, духовному очищению своего внутреннего мира и облагораживанию помыслов и поступков. Торжественное открытие субаргана прошло 27 мая. 
8 октября 2016 года на прекрасной, овеянной легендами, земле состоялось освящение сумэ Аюши бурхана. Первый сумэ Аюши бурхана был построен в Токчинском дацане в 1846 году.  Спустя 170 лет, 8 июня 2016 года, началось строительство нового сумэ под руководством уроженца села Зуткулей  М.М.Дамдинжапова. За этот короткий срок построено здание с печным отоплением  (печники Б. и Б.Цыремжитовы), оформлено внутреннее убранство швеями Л.Цэдашиевой,  Л.Ж.Доржиевой, С.Жамсарановой,  Ж.Д.Тудупдоржиевой,  О.В. Замиеновой, С.М.Ринчиновой и др. В этом деле оказали поддержку жители сел Алханай, Зуткулей, Дульдурги, Амитхаши, Цаган-Челутая, Кяхты, Чисаны и , конечно, жители и выходцы из села Токчин. После освящения был дан праздничный концерт с участием воспитанников Дома детского творчества, певцов  Р-Ц.Жамсоева, Д.Содномдашиевой, прошли соревнования по бурятской борьбе, конным скачкам.  Содбо- лама поблагодарил всех, кто принимал участие в этом благом деле.

 Н.Доржипаланова, 
библиотекарь с.Токчин.
Фото предоставлены 
автором.

 



05.03.2017 Admin 0

ТОП пользователей



AdminbazrinchagprБаторАВИРИНЧИНОВАBatarmankey9144522722FyyfHalmerybrjkfbBalzhitbulatiqannarogalyova