Главная » 2020 » Сентябрь » 24 » Сенатор Баир Жамсуев: «Траектория отношений наших стран - это усиление уже сильных и даже семейных уз»

Сенатор Баир Жамсуев: «Траектория отношений наших стран - это усиление уже сильных и даже семейных уз»

24.09.2020 в 09:53 просмотров: 605 комментариев: 0 Власть и общество

Баир Жамсуев (на снимке) - заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам. Баир Баясхаланович также является кавалером ордена Полярной Звезды, награжден за огромный вклад в развитие дружбы между Монголией и Россией.

Монголия - небольшая по населению и по размеру экономики страна, с прошлым планетарного масштаба. Наши страны переплетены общей историей и, как он замечает, Россия - «вечный сосед» Монголии, связанный с ней на уровне родственности.
Внутренняя политика Монголии переживает серьезные изменения, которые отразятся на ее внешнеполитическом курсе. А регион Внутренней Азии является стратегически важным для России и Китая, особенно после оживления этого направления после заключенных в 2014 году договоров. 
В нижеприведенном интервью он рассказывает об отношениях России и Монголии с точки зрения непосредственного участника процесса. Наше интервью обширное, поэтому можно сразу заострить внимание на нескольких аспектах слов Баира Баясхалановича:
- Стабильная ситуация во внутренней политике Монголии положительна для России, так как нынешние правительства обеих стран правильно оценивают потенциал отношений.
В сфере культуры инициатива трансграничных связей исходит от России. И для того, чтобы не «потерять» русский язык в Монголии, владение русским необходимо сделать экономически привлекательным. У России уникальный фундамент в Монголии – положительная историческая память после столетия верности и дружбы.
«Сила Сибири-2» может стать мощным взаимовыгодным проектом и спасти Байкал от ГЭС на реке Селенга.
У России и Монголии есть «Дорожная карта» для углубления отношений, представленная в недавно ратифицированном договоре о стратегическом партнерстве двух стран.

О внутренней политике Монголии

- 24 июня прошли выборы в парламент Монголии – Великий государственный хурал (ВГХ). «Монгольская народная партия» (МНП) повторно одержала победу, получив 62 депутатских мандата. При этом она потеряла три мандата – два ушли в пользу «Демократической партии» и один - в пользу недавно сформированной коалиции «Правый человек». При этом Норовын Алтанхуяг, бывший премьер-министр, смог войти в парламент как самовыдвиженец.

- Недавно прошли выборы в Монголии, пожалуйста, дайте свою оценку итогам и выскажите свое мнение относительно значения этих выборов для отношений с Россией?

- Монголия – парламентская республика, где правительство имеет больше власти, чем президент. Поэтому выборы в Великий государственный хурал, пожалуй, самое важное событие в политическом календаре страны. Президент Монголии Х.Баттулга предлагал перенести выборы по причине пандемии, но премьер У.Хурэлсух отказался. Это было важным свидетельством уверенности правительства. Монгольская народная партия выиграла абсолютное большинство мандатов и переизбрала правительство во главе с премьером У.Хурэлсухом.
Главное заключение и вывод – в Монголии продолжится политическая стабильность. Имеется в виду нынешней курс премьера У.Хурэлсуха, Россия может быть уверена в дружественной политике Монголии.
Да, МНП потеряла три мандата, спустившись с 65 до 62 из 76 голосов, но это незначительное изменение. Важно подчеркнуть, что до июня этого года Монголия славилась безостановочными кадровыми ротациями и иногда со скандалами. Правительство в среднем служило около 2,5 лет. Например, по делу коррупции вокруг проекта Ою Толгой арестованными оказались сразу три бывших премьер-министра. 2020 год знаменателен для политической истории Монголии как год стабильности.
С нашей стороны, восьмого июля Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ратифицировал договоры о дружественных отношениях и всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и Монголией. Улан-Батор пристально следил за прогрессом данного договора, который задаст темп сближению наших стран в широком спектре сфер, включая критические для обеих соседей проблемы, такие, как, например, энергетика и транспортная инфраструктура.

- А какие изменения произошли на уровне кадров?

- В новом парламенте во всех политических группах заметно больше молодежи. Они контрастируют на фоне политических ветеранов-тяжеловесов, наподобие бывшего премьера Н.Алтанхуяга. Это тоже позитивная ситуация для Монголии, и я бы сказал, что она положительная. Мы увидим взросление политических новичков в вышеописанной парадигме стабильности.
В Великий государственный хурал вошли многие политики, заинтересованные в развитии дружественных отношений между нашими странами. Например, Н.Алтанхуяг женат на этнической бурятке и был председателем оргкомитета международного бурятского фестиваля «Алтаргана» в 2014 году. Мы знакомы и взаимодействуем для улучшения отношений наших стран. Надо сказать, что контакты со многими представителями «старой гвардии» монгольской политики остаются близкими. У нас есть важный общий жизненный опыт – монгольские политики, включая многих коллег в структурах обороны, учились в СССР, говорят по-русски и легко находят общий язык с товарищами, коллегами по нашу сторону границы.

Культурные связи

- Вы упомянули культурное взаимодействие, от кого идет инициатива в культурном взаимодействии – от Москвы или скорее от Улан-Батора?

- Культурные и семейные связи наших стран больше и глубже, чем политическая инициатива той или другой стороны. Монголия и Россия - не только вечные соседи, но и за десятки лет взаимодействия стали родственниками среди сотен семей, в прямом смысле этого слова.  
Также стоит заметить, что многие видные деятели монгольской культуры всех жанров и направлений являются бурятами по национальности, что тоже важно для поддержки трансграничных связей. Бурятская диаспора на территории Монголии выросла в XX веке ввиду репрессий во время революции и после, но связь с Россией не потеряла. Теперь, когда стало меньше контроля над творческой деятельностью, буряты порой составляют авангард культуры наших народов. Таким образом, трансграничные связи в сферах музыки, живописи и традиционных видов спорта кочевников развиваются на высочайшем уровне по естественным причинам.
Что касается организованных культурных мероприятий, инициатива исходит от российской стороны. Приведу показательный пример фестиваля народной культуры «Алтаргана», который начинался в Монголии, но зажил новой жизнью, благодаря инициативе бурятских культурных коллективов со всей России. Я участвовал в его организации. В 2002 году, например, когда он был проведен в нашем родном Агинском округе, мы приложили немало усилий, чтобы вывести фестиваль на новый международный уровень, что и было сделано. Такие связи коллективов и места сбора наших народов, как фестиваль «Алтаргана», важны для постоянного углубления народного взаимопонимания. Я надеюсь, что в скором времени пандемия и связанные с ней ограничения будут отменены, и мы сможем снова провести фестиваль в Агинском, Забайкалье.

- Продолжая разговор о культуре, в британском Таймсе написали в зловещем тоне, что Монголия отказывается от кириллицы и русского языка. Как Вы расцениваете происходящие изменения в монгольском языке?

- Опять же, не стоит так категорично характеризовать вопрос. Да, ввиду объективных экономических факторов русский язык постепенно заменяется английским или китайским, как linguafranca Монголии, но я бы не сказал, что тут конкретный «злой замысел».
В XX веке знание русского языка и получение образования в вузах СССР были важным статусным явлением. Большая часть руководства Монголии, особенно среди военных и силовых ведомств, училась в России, владела русским. В России и сейчас много студентов из Монголии, и нам однозначно стоит содействовать большему притоку абитуриентов.
Мы видим, почему английский «обгоняет» русский – он обещает монголу большие экономические возможности, если даже они мифические, репутация английского именно такова. России необходимо тоже показать, какие преимущества может дать знание русского языка, и по мере экономической интеграции сделать его незаменимым для молодых монголов. Русский язык обязательно стоит продвигать и рекламировать, особенно в Монголии, где последняя сотня лет оставила уникально положительный образ России в народной памяти, что дает русскому языку плодотворную почву для развития. Это стоит обозначить как приоритет внешней политики России на монгольском направлении.
Что касается алфавита, то сейчас при поддержке государства развивается традиционный монгольский алфавит, но в настоящее время это не делается вопреки кириллице. Кириллицу не стоит заменять, ибо это удобный и органичный способ написания монгольского языка, который полностью передает звуки и смысл слов, и уже для нескольких поколений - это часть культурного кода.
А развитие традиционной письменности является закономерным процессом внутри монгольской культуры, не противоречащим интересам России. Например, в Монголии Чингисхан считается абсолютной личностью, а в России со школьной скамьи преподают иную, скорее отрицательную характеристику хана. Но мы же не ссоримся на почве разной оценки данной исторической эпохи. Нет. У нас связи глубже, чем ссоры по таким внутренним вопросам.

Экономические связи

- Как Вы считаете, успешна ли стратегия «третьего соседа» в экономике?

- Выбранный курс оказался далеко не панацеей в решении экономических проблем. Само руководство Монголии постепенно осознает это. В 1990-х, при распаде СССР и внезапной остановки потоков помощи для монгольской экономики, стратегия «третьего соседа» была вынужденным шагом. Быть подвластной Китаю было неприемлемо, а Россия не была способна дать выгодные связи, и Улан-Батор повернулся к мировому сообществу. Страны, такие как США, Южная Корея и Япония, стали полуофициальными «третьими соседями».
Но ожидание не оправдалось в реальности – западные инвестиции, хоть и были обещаны, порой оставались нереализованными, или если реализованы, то нельзя сказать, что в пользу Монголии. Большинство вливаний ушло в добывающую отрасль. А там как продавали природные ископаемые в Китай, так и продают. Только если раньше прибыль оставалась в Монголии, то теперь большая ее часть уходит к инвесторам со всего мира..
В сфере политики «третьи соседи» были крайне активными, а с качественными инвестициями, развивающими экономику, не спешили. Я вижу большие возможности для России во взаимовыгодном развитии экономики Монголии.

- Как Вы относитесь к вопросу ГЭС на реке Селенга?

- Селенга - одна из важнейших рек, впадающих в Байкал. Наша жемчужина российской природы уже не чувствует себя здоровой. Поэтому я чувствителен к проектам, которые отрицательно могут повлиять на великое озеро.
Но понятно, что проблему нехватки электричества в Монголии решать надо. Решение готово к реализации – трубопровод «Сила Сибири-2» может не только снабжать газом Китай, но и иметь ответвления для генерирующих мощностей в Монголии. Таким образом, в ближайшем будущем мы сможем достичь взаимовыгодного решения проблемы. Я думаю, что именно «Сила Сибири-2» может разрешить дилемму и быть полезной для всех трех соседей.
Кстати, именно «стройки века» такие, как «Сила Сибири-2», смогут способствовать увеличению интереса к русскому языку. По мере того, как на подобные проекты будут требоваться специалисты, монголам русский язык станет обязателен.

- А как Вы относитесь к инициативе Азиатского «Суперкольца»?

- Предложенная Россией идея связать линиями высоковольтных передач Россию, Монголию и Китай с последующим выходом к Южной Корее и Японии была долгое время привлекательной. Однако, несмотря на экономическую выгоду для всех сторон, политические и дипломатические стороны так долго решались, что стройка века так и не сдвинулась с места. Мне кажется, что в интересах России лучше присмотреться к проекту «Сила Сибири-2», ибо он уже реализуется, а споров и политических вопросов стало меньше и, можно сказать, что даже есть консенсус.

- Какие преграды Вы видите для развития экономических отношений наших стран и какое будущее Вы бы предсказали в сфере экономического взаимодействия?

- Серьезных преград нет. Но я бы подметил интересное положение «третьих соседей». В некоторых случаях международные инвестиции останавливаются на этапе покупки лицензий или территории. Бывало, что такие замороженные инвестиции фактически препятствовали плодотворной деятельности. Например, российская компания договорилась с монгольской стороной о разработке месторождения урана советских времен, но, когда дошло до непосредственной реализации проекта, объявились канадские инвесторы и посредством суда предотвратили продолжение деятельности на «их» лицензионном участке.
Монголия вкусила последствия сотрудничества с многочисленными «третьими соседями», и постепенно становится более открытой для развития отношений со своими «вечными соседями» (Россией и Китаем), развивающими экономику.
В настоящее время экономика Монголии довольно тесно связана с Россией. На макроуровне я вижу наше будущее в реализации проекта «Сила Сибири-2» и удовлетворении потребности Монголии в электроэнергии. На микроуровне Монголия имеет большой потенциал как экономический партнер России в различных областях, от производства продуктов питания до развития туризма. Я бы хотел видеть больше взаимодействия на всех уровнях. Уверен, что большие проекты дадут толчок к развитию локальных экономических экосистем.

- Как Вы видите будущее российско-монгольских отношений?

- Важно осознавать, что Монголия в настоящее время – это уже не МНР времен Советского Союза. На протяжении XX века Монголию часто называли шестнадцатой республикой СССР. Страны были фундаментально связаны друг c другом, и Монголия экономически зависела от России. Сейчас Монголия - уже состоявшееся государство с активной международной дипломатической позицией и независимой политикой, не характерной для малых стран. Относиться к Монголии надо как к равному другу.
Историческая память наших народов дает нам прочнейший и уникальный фундамент для дальнейшей близости. В прошлом веке Россия не только помогла в становлении МНР как суверенной страны, но и, можно сказать, создала основу ее современной экономики. МНР была первым союзником СССР и внесла серьезный вклад в победу над Германией и Японией во Второй мировой войне.
Нынешний 2020 - год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Уместно добавить несколько слов об огромном вкладе Монголии в общую победу. Как сказал генерал Исса Плиев: «Неприхотливая монгольская лошадь дошла до Берлина рядом с советским танком». Не только монгольские лошади дошли до Берлина, каждая пятая шинель бойцов Красной Армии была сшита из монгольской шерсти. Также Монголия поставила для фронта более полумиллиона тонн мяса, что почти столько же, сколько союзники поставляли по программе Ленд-Лиза. Кроме экономической помощи, мы отмечаем годовщины блестяще проведенных совместных боев на Халхин-Голе и во время Маньчжурской операции. Несомненно, такие родственные отношения в те тяжелейшие годы дали нам глубокую основу, которую мы чувствуем и сегодня.
Возвращаясь к обсуждению будущего, я уверен, что в культурной сфере мы продолжим иметь отношения на уровне семейных уз.
В политической сфере у наших стран есть «Дорожная карта» по углублению отношений в рамках договора. Россия также ведет некоторые дипломатические организации, такие, как ОДКБ. Я думаю, хоть вопрос вступления Монголии в ОДКБ не стоит на повестке дня, но ее вступление в ШОС вполне возможно в обозримом будущем – это был бы правильный шаг для всех участников сотрудничества.
В экономике, я считаю, приоритетом является использование потенциала газопровода «Сила Сибири-2» для наших стран, а также развитие в Монголии генерирующих мощностей, дающих толчок развития другим сферам жизнедеятельности.
Я уверен, что траектория отношений наших стран – усиление уже сильных и даже семейных уз.

Эмиль ПЕВЦОВ.


Справка: политическая стратегия «третьего соседа» является официальной доктриной внешнеполитической деятельности Монголии. Поставленная задача – диверсификация дипломатических, экономических и других связей со странами без непосредственной границы с Монголией. Смысл – минимизировать зависимость от России и Китая.

СПРАВОЧНО:
Российский совет по международным делам (РСМД) - это некоммерческая организация, ориентированная на выработку практических рекомендаций российским организациям, министерствам и ведомствам, задействованным во внешнеполитической деятельности.
РСМД объединяет усилия экспертного сообщества, органов государственной власти, бизнес-кругов и гражданского общества с целью повысить эффективность внешней политики России.
Наряду с аналитической работой, РСМД ведет активную образовательную деятельность с целью сформировать устойчивое сообщество молодых профессионалов в области внешней политики и дипломатии.
Совет выступает в качестве активного участника публичной дипломатии, представляя на международных площадках российское видение в решении ключевых проблем глобального развития.
Члены РСМД - это ведущие представители внешнеполитического сообщества России: дипломаты, бизнесмены, ученые, общественные деятели и журналисты.
Президент РСМД Игорь Иванов занимал пост министра иностранных дел РФ в 1998-2004 гг. Генеральным директором Совета является Андрей Кортунов.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES