Главная » 2023 » Февраль » 4 » Славный род Жамбаловых

Славный род Жамбаловых

04.02.2023 в 09:49 просмотров: 344 комментариев: 0 Образование

Патриоты земли агинской

Агинский округ славится интернациональными семьями, которые внесли большой вклад в развитие агинской степи, оставили большой след в истории края. Член Союза журналистов РФ Зоя Константиновна Баранова и газета «Агинская правда» начали проект по биографии интернациональных семей Аги. Сегодня рассказ об известной семье Ж.Ж.Жамбалова и Л.И.Новиковой.

На восток, за горизонт
Чита встретила их духовым оркестром… Из теплушек прибывшего железнодорожного состава высыпала группа юношей и девушек с рюкзаками и чемоданчиками. Это прибыл на забайкальскую землю долгожданный «десант» первых послевоенных молодых специалистов. В их числе – Лида Новикова.
Лидия Ивановна Новикова родилась в с.Орловка Мокшанского района Пензенской области. Детство прошло на железнодорожной станции Симанщино, где работал отец. Училась в школе для детей железнодорожников. Семья вела небольшое хозяйство: ухаживали за садом и огородом, которые давали прибавку к семейному столу. Работникам станции выделяли небольшие земельные участки между железнодорожными столбами, чтобы посадить овощи, картошку, просо для животных. В лесу собирали грибы и ягоды – делали на зиму заготовки. В военное время все – и взрослые, и дети – работали на огородах при свиноферме, где выращивали кормовую свеклу. Ботву и испорченные клубни отдавали людям. Как все, собирали колоски на полях. Семья была многодетная - пятеро детей, Лидия - четвертая. Но родители очень старались, чтобы у детей было хорошее образование. Один брат Лидии – Константин – до войны успел получить высшее образование, другой учился в  ремесленном училище. Младшей Лидии родители хотели лучшей доли. И она оправдала их чаяния – окончила среднюю школу на одни пятерки, но золотой медали не получила: весь металл шел на нужды фронта. С отличным аттестатом Лида могла поступить в любой вуз без вступительных экзаменов. И они с близкой подружкой выбрали Москву, МГУ. Крестный дал банку меда, а мама – перину, с которой Лида не расставалась долгие годы… Специальный пропуск (Москва была еще закрытым городом) позволил девушкам добраться до столицы. Их зачислили на первый курс, выделили комнату в общежитии, прикрепили к столовой.
Боевые действия шли уже далеко, чуть ли не каждый день гремели салюты в честь еще одного освобожденного от врага города. Девушки-первокурсницы вместе с москвичами с восторгом и гордостью воспринимали эти салюты. Но жилось голодно и холодно… Лида решила вернуться домой. Поступила в Пензенский педагогический институт им.Белинского на физико-математический факультет. Время было военное – 1944 год, а Пенза – в сорока километрах от местожительства родителей, так что они время от времени «подбрасывали» студентке продукты…
…Годы учебы позади, аттестат на руках. «Стране нужны ваши руки и ваши знания, – обращались к выпускникам члены государственной аттестационной комиссии, – особенно в Сибири и на Дальнем Востоке». Две подружки внимательно изучали список направлений: что такое Бурят-Монгольский национальный округ? Заграница? «Чита это, за Байкалом, я там бывал, немного работал в местном пединституте. Красивейшие места, настоящая маленькая Швейцария!», – неожиданно услышали голос своего преподавателя географии и астрономии Самойлова. Он не раз на лекциях с восхищением рассказывал студентам о красотах великого озера Байкал. Решено!
Опять Москва. Здесь, в столице, формировались длинные составы с выпускниками высших и средних учебных заведений, которые по решению партии и правительства направлялись за Урал. Поезд останавливался в больших городах, где его встречали с духовым оркестром: очередная группа юношей и девушек прощально махала рукой уезжающим дальше. Десять дней добирался специальный состав до Читы, где после торжественной встречи группу молодых врачей увели в одну сторону, учителей – в другую, в комитет образования. «Ну, что, Акша, Кыра, Агинское?». «Агинское, – решила Лида. – Звучит красиво».
В вагоне, который вез ее на незнакомую станцию Могойтуй, соседом оказался крупный мужчина азиатской внешности. Когда он узнал, кто она такая и куда направляется, очень обрадовался. Видимо, он был каким-то начальником, потому что в Могойтуе его дожидался персональный грузовик (как потом выяснилось, это был Насак Ирелтуевич Юндунов, заведующий сельскохозяйственным отделом Агинского окрисполкома. Впоследствии – председатель исполнительного комитета Агинского окружного совета депутатов трудящихся, первый секретарь Агинского окружкома КПСС).
Была ночь. Мужчина подсадил Лиду с собой в кабину. Куда едут? Что будет? Как будет? Грузовичок остановился возле какого-то здания – приехали! Встретил их опять мужчина, очень приветливый. Проводил в здание, показал комнату, где ждал чайник с кипятком и два куска хлеба. Наутро она рассмотрела, куда прибыла… Первое впечатление: «Это маленькая Швейцария?!». Она еще не знала, что «швейцария» – Агинский Бурятский округ, село Агинское – станет для нее родным домом и Родиной ее детей…
…Через 44 года, в 1992-м, Лидия Ивановна Новикова вспоминала: «В августе 1948 года облоно направило меня в Агинскую среднюю школу преподавателем математики и физики. В стране в то время шла грандиозная работа по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства. Трудно было с продуктами, одеждой и со всем остальным.
Агинская средняя школа, куда меня определили на работу, размещалась в деревянном здании (ныне гимназии) и в отдельном небольшом помещении (на месте нынешних ТЦ «Агинский» и полиции), где учились начальные классы. Основное здание школы было огорожено только со стороны улицы, а с запада и северо-запада был пустырь.
В школе в то время было печное отопление и ламповое освещение. Дрова заготавливали силами старшеклассников и учителей во время каникул, печи топили уборщицы. Утром, перед началом занятий, они разносили на подносе лампы по классам. Это повторялось и вечером. Кабинетов как таковых не было. Преподавание было, в основном, словесное, из оборудования – доска и мел.
В этой школе я проработала семь лет с директорами А.Д.Бабудоржиным, Ж.Б.Балданжабоном, Н.А.Алсаевым и Н.Б.Бадмажабэ. А в 1956 году перешла в АСШ №2, которая преобразовалась из семилетней в среднюю. Вспоминая годы работы в Агинской средней школе, хочется сказать теплые слова о своих коллегах-учителях, с которыми я тогда работала».
…Молодую, светловолосую, очень красивую в своем белом платье в голубой горошек и необычных, тоже белых, ботах новенькую математичку сразу приняли и полюбили. В основном, в школе учились дети бурят, некоторые плохо разговаривали на русском языке, а надо было объяснять им сложные математические понятия и формулы. Учила детей, сама училась у них.

Работа, дружба и любовь

…Прошел год, начался новый учебный. Однажды, войдя в свой класс, увидела, что возле стены на скамеечке сидит молодой человек – аккуратно подстриженный, в отутюженном костюме, с живыми черными глазами. «Жамсаран, – представился. – Новый учитель истории». Ну и что? В сентябре группу старшеклассников отправляли на сельхозуборку, руководителем поставили Лидию. «Как я смогу? Одна?». «Нет, с вами поедет Жамбалов», – ответил директор. Встали два Жамбаловых – Дашицырен, учитель пения, и Жамсаран, новенький, его и назначили помощником Лидии Ивановне. Вместе с ребятами скирдовали солому, сгребали в копны сено, где потом и сидели вместе…

После этого и завязалась дружба, незаметно переросшая в любовь. Всю осень Жамсаран, идя на работу, заходил в гости к Лидии (он жил на улице Лазо, она - на берегу ручья Куоши, недалеко от школы). Родители оправляли ей посылки - манную крупу и какао - необычный здесь продукт питания. Жамсаран, делая ударение на последней букве, так и говорил: «Иду на какаО»… В феврале 1950 года Лидия и Жамсаран сыграли скромную свадьбу. Счастливые молодожены строили планы, а тут - повестка в армию, на три года. Служба проходила на Сахалине в должности писаря, поскольку у него был каллиграфический почерк. По окончании службы вернулся на прежнее место работы. А в ноябре, аккурат сразу после празднования дня Великой Октябрьской революции, на свет появился первенец – сын Саша.
Родился Жамсаран Жамбалович Жамбалов в с.Судунтуй в многодетной семье неграмотного степняка Жамбала Очирова. А вот его мама Цыбегмит Цыренова была образованная - знала русскую и тибетскую грамоты. Именно она настаивала на том, чтобы дети получили образование. Жамсаран после школы поступил в Агинское педагогическое училище, которое окончил в 1945 году, и решил продолжить образование дальше – стал студентом исторического факультета Бурят-Монгольского педагогического института в  г.Улан-Удэ. В 1949 году получил диплом. На Родине, в Агинском, был принят учителем истории Агинской средней школы, куда и вернулся после службы в рядах Советской армии. Через месяц его назначили завучем, в апреле – директором Агинской семилетней школы, а когда ее преобразовали в 1956 году, стал директором уже средней школы № 2.
Вот выдержки из его воспоминаний: «Нашу Агинскую семилетнюю решили реорганизовать в среднюю и перевести в эту школу 9-10 классы. Для нашей школы нашли типовое школьное здание, которое находилось в с.Улан-Булак, в двадцати километрах от Агинского. Исполком окружного Совета депутатов трудящихся поручил мне перевезти это сооружение. За весну и лето мы это сделали. В подготовке школьного здания к началу учебного года принимали активное участие учителя и ученики старших классов. Утепляли окна, поднимали шлак на потолок. И первого сентября 1956 г. в п.Агинское открылась вторая средняя школа. В следующем, 1957 году, был первый выпуск средней школы, тогда школу окончили 39 выпускников».
В те годы по всей стране шла реформа образования – к обучению на принципах «политехнизации», то есть, обучению рабочим профессиям (после войны, понятно, везде не хватало рабочих рук). В 1959 году в Зугалайской школе Могойтуйского района, в одной из первых, был создан экспериментальный девятый класс с производственным обучением. Требовался грамотный, энергичный руководитель с организаторскими способностями и «пробивной силой». Выбор пал на Жамсарана Жамбаловича Жамбалова – так он стал директором Зугалайской средней школы, комплектовал и учительский, и ученический коллективы. Начались учебные и трудовые будни. Во внеурочное время учащиеся школы участвовали в разных сельскохозяйственных работах в колхозе имени Ленина. Привлекали их на сезонные полевые, кормозаготовительные работы. Осенью были заняты на сенокосе, уборке урожая хлеба, в основном, на зерновом току, зимой участвовали в ремонте техники в МТМ, весной отправляли сакманщиками не только в Зугалай, но и в Хара-Шибирь. Во время летних каникул участвовали в стрижке овец. Школьники под руководством учителей и специалистов колхоза приобретали элементарные практические умения и навыки по сельскому хозяйству.
Естественно, куда муж, туда и жена – Лидия Ивановна с уже тремя детьми (Александр, Батор и Ольга) тоже переехала в Зугалай. «Наша школа была истинным храмом учения и постижения наук, благодаря неутомимому труду, настойчивости, жизненному оптимизму наших учителей, в том числе, и Новиковой Лидии Ивановны», – вспоминают бывшие ученики. Недолго длилась сельская жизнь Жамбаловых – в 1961 году глава семьи назначается заведующим Могойтуйским районным отделом образования. Опять переезд, опять новая школа. Через четыре года они возвращаются в Агинское, теперь надолго: Жамсаран Жамбалович – инспектор Агинского окружного отдела образования, заведующий Агинским районным отделом народного образования. Недолгое время работал секретарем исполкома Агинского районного Совета депутатов трудящихся, но понял, что призвание его – учить детей. И вот – родная вторая школа поселка Агинское – учитель истории, заместитель директора по учебной части. Вплоть до октября 1999 года работал на различных должностях также в системе образования – председатель Агинской районной организации профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, основатель и первый директор Агинского окружного музея истории образования. Заслуги учителя оценены по достоинству: отличник народного просвещения РСФСР, отличник просвещения СССР, заслуженный работник образования Агинского Бурятского автономного округа.

На всю оставшуюся жизнь

Отличником просвещения РСФСР стала и Лидия Ивановна. С 1967 года по приглашению директора Агинского педагогического училища Тригера Матвеевича Малацагаева, после четырехмесячных курсов переподготовки в г.Орел, она вела в училище курс математики и ее методики преподавания в начальных классах. На семь лет ее учениками стали будущие учителя.
В 1982 году Лидия Ивановна ушла на заслуженный отдых, но никогда не забывала ни свои школы, ни своих учеников, многие из которых стали знаменитыми и уважаемыми специалистами в разных отраслях народного хозяйства. Вспоминая о прошедших годах, она писала: «Округ стал для меня и моих детей Родиной. Благодарю судьбу за то, что свои первые педагогические шаги я начала делать в Агинской средней школе, в дружном, работоспособном коллективе, который до сих пор успешно решает задачу обучения и воспитания достойных граждан нашей Родины».

С сердечной теплотой она называла имена учителей, ставших ей добрыми коллегами, наставниками и старшими товарищами: «Они оказали на меня большое влияние как на личность». Это директор школы Намсарай Бадмажапович Бадмажабэ, завуч Цырен Бадмаевич Бадмаин, языковеды Ольга Васильевна Морозова и Цыбикжаб Балданович Балдано, географ Георгий Найданович Найдано, писатель и родновед Жамьян Балданжапович Балданжабон, математик Доржи Балданович Балдано, литератор Валентина Дугаровна Дугарова. О каждом из них она хранила добрую память, каждому из них давала немногословную, но емкую характеристику.
Жили Лидия Ивановна Новикова и Жамсаран Жамбалович Жамбалов дружно, в любви и согласии: вместе обсуждали дела школьные, успехи и проказы учеников и своих детей, вели хозяйство – домашнюю живность, огород… У них было трое детей – два сына и дочь. Старший Александр – железнодорожник и метростроитель, работал на БАМе – строил Северо-Муйский тоннель и Новосибирское метро. Батор окончил электротехнический институт, Ольга – технологический. Все нашли себя в жизни, стали высококлассными специалистами в своих областях, чем очень гордились их родители-учителя. Сейчас девять внуков и 14 правнуков продолжают семейную родословную. Среди взрослых внуков – инженеры связи, программирования, строительства, художник-дизайнер, ресторатор, водитель… Славный род семьи Жамбаловых продолжается.

Фото из личного архива.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES