Главная » 2014 » Апрель » 28 » Строили, созидали и работали

Строили, созидали и работали

28.04.2014 в 08:56 просмотров: 1572 комментариев: 0 Власть и общество

МЕЛЬНИЦЫ

 Самое ранее упоминание о мельнице в Агинском относится к той поре, когда здесь обосновались на местожительстве русские поселенцы Татауровы, которые имели еще одно такое сооружение на рекеХойто-Ага. Таким образом, помол зерна Татауровы осуществляли в двух местах. Также у жителя села Агинское Турчининова в личном хозяйстве имелось мукомольня с конным приводом.

 Агинская водяная мельница второй постройки действовала до 1938 года, пока на правом берегу Аги не появилось новое деревянное здание с паровым двигателем. Локомобиль был 1912 года выпуска, списанный и капитально отремонтированный. Мельником назначили Андрияна Пестова, а его сына Василия – машинистом паровика. Двое рабочих вручную загружали зерном бункер и затаривали муку в мешки, которые в основном поступали на хлебопекарню села Агинское. Кончилось тем, что в один роковой день случился пожар, деревянное здание сгорело дотла, но локомобиль с небольшими повреждениями уцелел и был признан годным. Но несмотря на это, Андрияна Пестова арестовали, обвинили во вредительстве и увезли в Читинскую следственную тюрьму. В Агинское он не возвратился, о дальнейшей его судьбе не знали ни жена, ни дети.

 Паровой двигатель перевезли на новое место, ближе к центру села. Плотники окрпрома построили просторное помещение. Локомобиль 1912 года выпуска был в эксплуатации еще несколько лет, но затем из-за полного износа его списали, а на его месте установили колесный десятисильный трактор «Унисерсал», купленный в цокто-хангильской МТС. Мельник Алексей Фролович Тюрин принимал зерно для размола на муку от колхозов, жителей, следил, чтобы все устройства мельницы действовали исправно. Затем работал мотористом тридцатисильного одноцилиндрового двигателя и на агрегате для размалывания зерен с производительностью до десяти тонн муки в сутки. Алексей Фролович был связан с мельницей около тридцати лет, пока ее не ликвидировали из-за ветхости помещения. И, даже, находясь на заслуженном отдыхе, работал в коллективе Агинского хлебозавода, посвятив почти всю свою трудовую жизнь профессии мукомола, за что его уважали односельчане – жители села Агинское.

 ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ

 Решение о строительстве здания электростанции в селе Агинское было принято на заседании оргкомитета Читинского облисполкома по Агинскому Бурят-Монгольскому национальному округу 2 июля 1939 года, где говорилось: «Считать приспособление мельницы под электростанцию невозможным ввиду малой мощности локомобиля, которая снизилась за счет снижения давления в котле с 12 до 5 атмосфер, так как котел 1912 года выпуска пришел в ветхость» и помещение мельницы по своим размерам не позволяет установить генератор и распределительный щит. Сумма денег – 50 тысяч рублей, выделенных на приспособление здания мельницы под электростанцию, и еще 47 тысяч, отпущенных на благоустройство села, была достаточной для того, чтобы построить типовое здание электростанции, установить дизель и необходимое оборудование.

 Летом 1939 года на восточной окраине Агинского заложили фундамент и начали кладку стен из красного кирпича производства Агинского кирпичного завода и привозного - из Зугалая. Строители окркомхоза (заведующий Иван Алексеевич Ананьев) в теплое время 1940 года возвели стены. Строительные работы были приостановлены из-за начала войны.

 Двенадцать лет здание простояло в таком виде. Правда, в некоторых предприятиях и организациях окружного центра имелись маломощные движки, которые обеспечивали электроэнергией свои внутренние потребности. К примеру, в Агинской МТС и в столярной мастерской Агинского промкомбината промышленный и осветительный электроток подавался от одноцилиндровых тридцатисильных двигателей, действующих на очищенной от примесей сырой нефти.

 И только в 1952 году в помещении электростанции установили дизельный двигатель от гусеничного трактора С-65, генератор и распределительный щит. Тракторы «Сталинец» выпускались на Челябинском тракторном заводе и считались лучшими и надежными в этой серии.

 А с прокладкой воздушных электролиний жители центральных улиц села Агинское получили возможность пользоваться электроэнергией четыре часа в сутки - с восьми и до двенадцати часов вечера. Монтеры Иван Лещев, Алексей Попов начали подключение жилых домов к электрической линии и на других улицах. Первыми дизелистами были Дмитрий Гаврилович Татауров и Максим Петрович Токмаков. Им помогал Георгий Размахнин.

 Агинское росло. И уже ни тракторные, ни танковые моторы не могли обеспечить потребности в электроэнергии. Было принято решение о строительстве станции, которая по проекту должна была вырабатывать не только электрическую, но и тепловую энергию. В 1957 году универсальный паровой двигатель был получен от завода-изготовителя. Из Могойтуя в Агинское эту махину тащили по льду реки Ага самым мощным гусеничным трактором. Весил паровик без малого тридцать тонн. Но электропаровая станция так и не выдала ток. Пока готовили проектно-сметную документацию и строили здание, ситуация изменилась: главный упор был сделан уже на дизельные станции. И в Агинском решили так: временно обойтись танковыми двигателями и ДГС-100 – агрегатом с катера. Тем более, что уже на подходе был шестицилиндровый 900-сильный дизель производства Горьковского завода - «Двигатель революции». И опять его путь с железнодорожной станции Могойтуй пролег по речному льду. Бригада бетонщиков Агинского ремонтно-строительного управления под руководством мастера Дамбы Оротова подготовила место для установки двигателя. При заливке фундамента было проложено несколько слоев войлока для смягчения тряски дизельного агрегата.

 Вспоминает житель поселка Агинское Виктор Иннокентьевич Баранов: «35-метровая металлическая дымовая труба, установленная по проекту паровой станции, пригодилась и для дизельной установки. При ее подъеме дважды все заканчивалось неудачно. Удержать большой вес от перекоса двумя лебедками было очень трудно. Но в третьей попытке крепления трубы точно опустились в гнезда». Пришло время, когда и 900-сильная дизельная электростанция не обеспечивала в полном объеме энергией поселок Агинское. Тогда установили еще три дизеля «Шкода» чехословацкого производства.

 В 1972 году Агинская поселковая электростанция была закрыта. Многие ее работники влились в коллектив Агинских электросетей (облкоммунэнерго). Директором был утвержден бывший руководитель агинских энергетиков, заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства РСФСР Файвиз Исаевич Ходос.

 В коллектив электростанции приходили опытные кадры и новички. Также и уходили, но в основном молодые. А вот люди в возрасте не старались отлучаться и составляли основной костяк. Это Петр Федорович Васильев, Владимир Иннокентьевич Баранов, Александр Семенович Снежко, Дугар Балданов, награжденный орденом Трудового Красного Знамени, и другие.

 БАНЯ

 По переулку Коммунальный нельзя пройти, не обратив внимания на одноэтажное здание с его метровыми в ширину стенами. Это каменное здание бани, построенное в пятидесятые годы прошлого столетия. До этого было деревянное здание. Оно сгорело во время пожара в 1944 году. Второе, более просторное, сдали в 1947 году плотники Агинского райкомхоза (заведующий Андрей Никифорович Емельянов). Заведовала баней Елизавета Герасимовна Захарова. Под ее руководством работали Праскофья Тащенко, Клавдия Баранова, Мария Татаурова, Татьяна Зазулина, Харитон Номоконов. Труд банщиц был тяжелый. Им приходилось самим подымать воду в ведре из колодца, затем карабкаться по лестнице и выливать ее в высокую большую бочку.

 В 1954 году райкомхоз начал строительство каменной бани. Был собран весь наличный состав печников, штукатуров, плотников. Словом, всех тех, кто был знаком со строительным делом. По сути, эта первая послевоенная новостройка в Агинском волновала многих: и советско-партийных работников, и специалистов, и многих жителей села. К примеру, работники Агинской пожарной команды в свободное от дежурств время трудились на ломке и подвозке камня к месту стройки. Их часто возглавлял водитель Василий Тихонович Крестников. Печники и штукатуры Петр Ефимович Романов, Апполон Андреевич Баранов, Георгий Александрович Татауров, Константин Григорьевич Нестеренко, Никифор Матвеев, Бадма-Доржи Забанов и другие переквалифицировались в каменщики.

 В 1956 году состоялось торжественное открытие бани. Много теплых слов было сказано в адрес строителей, которые в срок и с хорошим качеством завершили новостройку. Особо был отмечен труд сварщика Василия Андрияновича Пестова, под руководством которого с высоким качеством был произведен монтаж оборудования и отопительной системы. Работать банщицами стали Мария Филатовна Единархова и Мария Трофимовна Татаурова, а кочегаром парового локомобиля – Юрий Васильевич Смирнов. Надо сказать, что Мария Трофимовна Татаурова еще в молодом возрасте выбрала профессию банщицы, бессменно трудилась в этой должности и именно с этого места ушла на пенсию. Марию Филатовну Единархову проводили на заслуженный отдых также из коллектива бани.

 Мельниц давно уже нет. А здание электростанции вот уже более полувека сохраняется. Баня с пристройкой живет. Сюда по-прежнему охотно идут люди. Канули годы, и неудивительно, что имена многих тех, кто строил, кто отдал годы своей трудовой жизни, работая на мельницах, в коллективах электростанции и бани, знают только старожилы Агинского.

                      Б.НЕСТЕРЕНКО, п.Агинское.

 

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES