Главная » 2023 » Декабрь » 19 » В память о подруге, соратнике, учителе

В память о подруге, соратнике, учителе

19.12.2023 в 10:05 просмотров: 305 комментариев: 0 Образование

Первую встречу и знакомство со Светланой Гомбожаповной я помню как вчерашний день. Это был 1988 год, Цокто-Хангильская средняя школа,  рабочий день подходил к концу, по темному безлюдному коридору навстречу мне шагала женщина на высоких каблуках, в кожаном плаще и шляпе с широкими полями. И что-то меня заставило остановить ее и заговорить с ней, она охотно поддержала мою беседу,  которая  продолжилась в учительской, затем у нас дома уже за чашкой чая! И с тех пор мы не расставались, шли по жизни бок о бок, преодолевая преграды, делясь радостью и горестью. Позже, вспоминая этот день, мы с удивлением отмечали, что это было похоже на встречу двух давних подруг, которые на какое-то время потеряли, а затем нашли друг друга. Так бывает, когда встречаются родственные души.  

Вскоре я стала замечать, что ее появление привносит в нашу школу что-то новое, что  рассеивает тот авторитарный дух, который преобладал у нас тогда, как впрочем, в большинстве советских школ. Держать дисциплину и порядок во время урока – это был главный критерий оценки работы учителя. А тут возле Светланы Гомбожаповны стали кружиться дети, они спрашивали ее, будет ли сегодня дополнительное занятие по русскому языку, при этом в их светлых, любопытных глазах читались явная симпатия и доверие к учителю. Я помню, как на эту картину тогда ревностно отреагировало мое несовершенное педагогическое «Я». 
Через некоторое время меня назначили вторым завучем по учебной работе, и передо мной была поставлена задача - контроль за качеством проведения уроков. Конечно, я сразу отправилась на урок к Светлане Гомбожаповне. Это был урок русской литературы в седьмом классе по повести «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Надо ли мне говорить, что урок мне понравился? Нет, тут подходят более сильные слова: открытие, потрясение! Я тогда быстро смекнула и сказала ей, что это есть тематический контроль и я буду посещать все уроки, посвященные творчеству Лермонтова, якобы для получения целостного представления о системе работы учителя. Она удивилась, но согласилась. Итак, я посетила у нее восемь уроков подряд в течение целого месяца, после каждого урока мы долго сидели, обсуждали, думали, спорили. Именно эти уроки стали для меня уроками педагогического мастерства, первой моей методической школой. Позже она признавалась, что первое осмысление того, что она делает, пришло к ней в ходе нашей беседы после ее уроков, и поэтому она называла меня своим  учителем-наставником, на что я отвечала, что все наоборот, это я училась у нее. 
Много позже,  когда она уже работала в Агинской гимназии, обратилась ко мне с просьбой: ты мне вкратце объясни, чему обучают учителей эти москвичи (А.Б.Воронцов, Львовский и др.), я чувствую, что отстаю в технологическом плане. Тут я вспомнила высказывание Станиславского, когда он говорил, что его система не нужна талантливым артистам, поскольку она списана с них же. Тогда я ей  ответила примерно так:  «Не надо Вам знать, что они говорят, все это они с Вас списали,  с таких учителей как Вы, у Вас это дано свыше! Вы тогда, еще в Цокто-Хангиле проводили такие уроки!» По сути, она была очень скромным человеком, и на такие мои выпады она всегда отвечала:  «Ты меня превозносишь, ты опять меня превозносишь!»
Вспоминается еще один полуанекдотический случай: однажды в коридоре  первой школы я встретила мне знакомую женщину, она искала Светлану Гомбожаповну. Я спросила, зачем она ее ищет? Ее ответ поразил меня! Женщина рассказала, что они с сыном договорились готовиться и поступать в технический вуз, но «Светлана Гомбожаповна взяла и влюбила сына в свою литературу и теперь он  заявляет, что пойдет в социально-гуманитарный, что ничего в мире прекрасного, чем русская литература, не существует! Я хочу попросить ее, чтобы она поговорила с моим сыном и уговорила его не делать так!».
Но что было, когда мы встретились с Гомбожаповной после этого случая? 
- Вы что делаете?! Ваше мастерство достигло апогея и дает уже обратный результат! Остановитесь, вы ломаете людские судьбы! Бессовестно так поступать! Уже и жалобы идут на Вас от родителей! Я предложила написать на Вас жалобу прямо в Министерство просвещения РФ! – говорила я ей делано строгим и одновременно полным восторга голосом!
Мы долго смеялись над этим случаем и, успокоившись, тогда она  мне сказала, что разговор состоялся, и вопрос решен положительно, но только не помню, в чью пользу.
Все знают, что она была сильным русоведом, литератором, что сумела подготовить 100-балльника по ЕГЭ, но уникальность личности Светланы Гомбожаповны как учителя состояла не в этом, а в том, что она каким-то  удивительным образом умела окрылять детей, находить в каждом ребенке что-то особенное, обязательно положительное,  вселять в них веру в себя, их силы и возможности. Я помню день, когда мой сын, учащийся девятого управленческого класса гимназии, однажды пришел со школы и  очень возбужденно сказал: «Мама, я сегодня на уроке с Гомбожаповной спорил! И она меня за это похвалила и поставила «пятерку!». И с этого дня он стал меняться у меня на глазах и явно в лучшую сторону, за что я ей выражала свою благодарность много раз! Хотя он выбрал чисто техническое направление, но старт к своему успеху он получил именно от нее! 
Из  воспоминаний ее выпускников: молодой человек пишет: «В шестом классе я проиграл ей в теннис и должен был две недели вести себя как примерный ученик, две недели прошли, а хорошее поведение осталось», «В самый трудный момент моей адаптации к новой школе, когда я хотела уже вернуться обратно, руку помощи подала мне Светлана Гомбожаповна – пишет девушка, – она сказала: «Дай себе время и не сдавайся!» 
Именно эта ее способность привносила больше пользы и добра всем ее воспитанникам независимо от того, какое направление они выбирали. Окрылившись, поверив в себя, они уверенно выходили в самостоятельную жизнь, находили свое место и становились  успешными людьми. Да, правы ее воспитанники, она была больше, чем учитель! И, конечно же, у нее не было отбоя от благодарных выпускников, они ее находили везде, отовсюду, где бы с ней не ходили, слышалось: «Гомбожаповнааа!». Я иногда, шутя, ей говорила: «С вами идешь как с голливудской звездой, нигде прохода не дают!». В ответ она также: «Ой, не говори! Я иногда сама им говорю: отстаньте от меня, у меня все хорошо!».  Но при этом мы обе хорошо понимали, что это и есть то настоящее учительское счастье, которое доступно не каждому педагогу, далеко не каждому! В эти моменты она гордилась своими воспитанниками, а я ею, моей верной подругой, светлым человеком и удивительным педагогом! 
С ее уходом рухнул целый мир не только для меня, она была светочем, надеждой, совестью и мерилом всего истинного, высокого и правдивого для очень многих людей! И нам всем предстоит научиться жить без нее.

Д.Цынгуева, 
почетный работник общего образования», 
«Почетный наставник», кандидат культурологии.


 

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES