Намжилма Эрдынеева: «Я вижу свой этнокомплекс мощным, величавым, сверкающим в ночи объектом»
Когда едешь по федеральной трассе «Чита-Забайкальск», где-то на 230-м километре слева можно увидеть белеющие шапочки юрт. Это в местности Кундулун на землях сельского поселения «Хила» буквально посреди привольной степи вырос этнокультурный комплекс «Хатан эжы». За пару лет здесь побывали туристы из Поднебесной и местные жители, желающие соприкоснуться с историей, бытом и народным промыслом бурятского народа.
Сегодня в «Гостиной «АП» мы беседуем с автором этого уникального проекта Н.Ц.Эрдынеевой (на снимке) – членом Союза художников России, заслуженным деятелем искусств Забайкальского края, руководителем театра моды «Энгэр хээ», живописцем в старобурятском стиле «Буряад зураг», многократным лауреатом и дипломантом международных и региональных конкурсов разных уровней декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов.
- Намжилма Цыренжаповна, расскажите о себе. Откуда корни Вашего таланта?
- Мой отец Цыренжаб Базарович Эрдынеев из рода баруун хуасай из Южного Аргалея, мать Цыцык Санданова из Ага-Хангила. Они оба были мастеровые, все умели делать. Например, моя мама с малых лет крутилась в кузнице своего дедушки Этигил Ринчин в Ульдурге. Он славился на всю округу, был дарханом, плавил железо, делал все бытовые предметы – щипцы, дуги и многое другое. Все к нему приезжали ремонтировать телеги, сани, также он изготавливал бурятские седла и конское снаряжение (у меня есть картина про него). На месте его кузницы мы позже находили наконечники стрел и украшения для седел. Рассказывают, что у него в хозяйстве был осел с таратайкой, на котором возил зерно на мельницу в Агинское, а пока мололи, он катал местных ребятишек на этом ослике.
Сейчас его потомки – это внук Дашицырен-ахай Занданов, сейчас ему за 70, до сих пор ремесленничает, делает ножи, толи и т.д. Ринчин-лама, астролог Агинского дацана, чеканщик, реставрирует буддийские божества и атрибуты, под его руководством воздвигнуты восемь субурганов в Алханае и других местах округа. Он также изготавливает бурятские седла, является лауреатом фестиваля «Алтаргана-2020» в номинации «Морин эрдэни». Наша мама научилась изготавливать у дедушки Этигил Ринчин пуговицы для дэгэлов - «тобшо». Она умела шить бурятскую одежду всех видов, даже гутулы, вышивала любые орнаменты, изготавливала атрибуты в дацаны, катала войлок на юрты, создавала куклы и сувениры, которые сразу раскупали, даже не доходя до прилавка магазина. Она умела собирать юрту, сложить печь, скакать на коне, очень хорошо пела, читала стихи, участвовала в фольклоре, была веселой, задорной, водила автомобиль и многое другое, что умели многие женщины ее времени. К сожалению, мама ушла в 2024 году на 86-м году жизни, я всегда с теплотой вспоминаю ее.
- Когда увлеклись живописью в стиле «буряад зураг»? Откуда берете сюжеты для картин? Известно, что значительное место в Вашем творчестве занимают произведения, посвященные историческим личностям бурятского народа. Чем они привлекают?
- Живописью занимаюсь с 2000 года. Сюжеты беру от увиденного, прочитанного, из того, что меня впечатлило, взволновало. Есть бездонный источник для создания картины – это наши уникальные традиции, легенды, истории бурятского народа, целая кладезь – на всю жизнь не хватит. Особенно привлекают неординарные личности далекого времени, бурятские женщины – меня вдохновляют их смелость, ум, мужество и необыкновенные способности, характерные для бурятских женщин того времени.
Меня интересует далекий дочингисов период, мне кажется, я родилась тогда и жила в том мире. Когда читаю о предках, мне все до боли знакомо. Моя любимая картина – триптих «Наян-Наваа. Долгий путь предков», это про место в Месопотамии, где я прожила три месяца, когда писала картину. Местами сухая и песчаная, местами с обильной растительностью и насаждениями винограда страна.
- Многие, в том числе и я, мечтают купить репродукцию Ваших картин. В каких магазинах и где их можно приобрести?
- Мои картины продаются в г.Улан-Удэ в торговых точках «Зам» и «Номад», в Агинском – в магазине «Ханза» от 3000 рублей и выше за копию на холсте, оформленные в раму багет.
- Большинство агинцев знают Вас как художника, а когда Вы создали свою первую коллекцию одежды? Шьете тоже сами?
- Так как я работаю в театре мод межпоселенческого Центра досуга п.Могойтуй, мной и моими помощниками созданы три коллекции этнической одежды. С коллекцией «Намчувангдан модель вселенной» на буддийскую тему в 2013 году в г.Якутск мы стали лауреатами I Евразийского конкурса высокой моды этнического костюма «Этно-Эрато», где участвовали 108 модельеров, это был рекорд. По моим эскизам наряды сшили Чимитцырен Батодалаева и Сэсэгма Борхондоева, очень талантливые и востребованные сейчас мастера по изготовлению этнических костюмов. За коллекцию в номинации прет-а-порте «Ага-fashion» мы получили первое место международного бурятского фестиваля «Алтаргана-2018» в г.Иркутск и т.д. С этими коллекциями объездили многие города и конкурсы.
- Вы открыли художественную студию «Алтан зураг» для возрождения и развития старобурятской живописи. Расскажите о стиле «буряад зураг».
- «Буряад зураг», чем мы сейчас занимаемся с детьми, – это красивая, уникальная живопись национального направления, один из древнейших жанров бурятской живописи, пришедший с Тибета и слившийся с бурятским искусством. В результате создался этот удивительный стиль, который действительно является культурным наследием наших предков. Хочется, чтобы эта уникальная живопись не исчезла, а сохранялась и развивалась. Для этого и создана эта студия: чтобы вовлечь детей в национальное бурятское искусство, чтобы они имели не только представление о «буряад зураг», но и изучали углубленно, чтобы в будущем стать отличными художниками этого стиля.
- Сколько ребят посещают занятия? Расскажите о работе студии.
- В 2019 году я создала студию «Алтан зураг». Сначала записались около 40 учащихся, потом некоторые отсеялись. С детьми мы расписывали 15-метровое полотно в течение двух лет. Нашей задачей была расписать полотно в виде бурят-монгольского алфавита и научиться работать акриловыми красками на ткани в стиле «буряад зураг». Дети освоили все элементы национальной живописи, овладели многими приемами рисования, частично ознакомились со старомонгольской письменностью, они научились писать не только свое, но и имена родителей и родных.
Хочу сказать, что ребята занимались с большим желанием, они все талантливы по-своему и интересны своими мыслями, идеями, мечтами. Мне было одно удовольствие с ними работать. И я очень рада, что дети справились с заданием и с успехом закончили полотно. По мере выполнения росписи они участвовали в краевых конкурсах «Рождественское чудо» и «Сундучок забайкальских традиций». Создавали поздравительные открытки «Сагаан hараар!» к бурятскому празднику Белого месяца, распечатали свои рисунки в виде открыток и дарили своим родственникам. Становились лауреатами престижного III Межмуниципального конкурса «Край мой любимый – Ага» имени Доржи Гомбоевича Гомбоева.
Моя ученица Дашима Цыденжапова окончила художественное отделение Республиканского колледжа искусств, в данное время преподает, она становилась лауреатом международного бурятского фестиваля «Алтаргана-2020» в номинации «Буряад зураг».
- И теперь приступим к главной теме нашей беседы – этнокомплексу «Хатан эжы». Какова основная цель его создания?
- Наш проект «Этнокультурный комплекс «Хатан эжы» построен и создан для привлечения туристов в Агинский округ, знакомства их с бурятской культурой, национальной кухней, самобытными традициями и обычаями. Предусматривается всесезонный прием туристов – предоставление услуг питания, отдыха, досуга, организация различных развлекательных программ, событийных мероприятий. Сейчас разрабатываются различные программы и маршруты.
На территории есть этно-кафе бурятской кухни на 56 посадочных мест. Для защиты от степных ветров и пожаров построен каменный забор, который, кроме этого, является отличной фотозоной, потому что на нем изображена живописная панорама «Великая стена легенд». Она нарисована нашими и монгольскими художниками, посвящена истории бурятского народа и будет считаться брендом Могойтуйского района.
- Как привлекаете туристов?
- Наш этнокомплекс, наряду с туркомплексом «Кочевник» и мараловой фермой «Зымка», входит в туристический маршрут по Агинскому округу под названием «Путь воина». В рамках этого тура туристы в п.Агинское также посещают Свято-Никольский храм, музеи, мемориалы, остается время и на шопинг. Работаем с китайским туроператором «Порт» и местным – «Серебряное кольцо» под руководством Булата Амагабазарова и Бато Цыренжапова.
Прошлым летом у нас побывали более 1500 китайских и 300 российских туристов. Китайцев в основном впечатляет наша благоухающая разнотравьем степь, после трапезы они разбредаются надолго по полю. Делают селфи, фотографии семьями, кувыркаются в траве, примеряют костюмы, стреляют из лука.
- У каждой из юрт есть своя хозяйка? Расскажите о них.
- В комплексе есть пять войлочных юрт, в которых обустроены убранство бурятского быта, традиционная мебель, галерея картин в стиле «буряад зураг». В каждой юрте расположены фигуры в образе хатунов, которые являются родоначальниками бурят-монгольского рода. Первая - Шаралдай хатан эжы - матери пятерых хоринских сыновей: Галзууд, Хуасай, Хүбдүүд, Гушад, Шарайд. Вторая - Нагатай хатан эжы – это мать шестерых сыновей: Харгана, Худай, Бодонгууд, Хальбан, Сагаангууд, Батанай. Остальные три посвящены Бальжан хатан эжы, старшей жене Хоридой мэргэна Баогуджин-гоа и Алан-гоа. Они олицетворяют собой народную память. Мы, буряты, имеем тысячелетнюю традицию почитания своих предков, прежде всего, своей матери - эжы, и поэтому создали экспозицию, посвященную матери – сильной и мудрой женщины, символа прочной связи между поколениями.
- Какие планы по развитию этнокомплекса?
- Мы планируем расширение комплекса. В октябре мы выиграли конкурс министерства экономического развития Забайкальского края на получение субсидии на строительство теплого благоустроенного туалета общей площадью 40 кв.м. Мечтаем построить на территории нашего комплекса какой-нибудь арт-объект. По пути из Забайкальска по федеральной трассе нет ни одного интересного арт-объекта, а встречаются одни развалины, что создает ощущение печальной России. Наш комплекс – первый из туристических объектов при въезде в Агинский Бурятский округ со стороны Китая, напрашивается хороший, интересный арт-объект. Это могут быть большие буквы «ХАТАН ЭЖЫ» с ночным освещением и уникальными ростовыми фигурами Хоридой мэргэна и его жен Хатан эжы, чтобы все это красочно и величаво смотрелось с федеральной трассы. Чтобы туристам сразу становилось понятно, что въезжают в национальный округ. Я вижу свой комплекс со стороны федеральной трассы мощным, величавым, сверкающим в ночи объектом.
Также мечтаем о павильоне в национальном стиле для проведения арт-выставок, конференций со всем необходимым оборудованием. Так как наш комплекс посвящен хатунам и большое внимание уделяется женскому пространству, сейчас разрабатываю программу событийного мероприятия – Международный женский фестиваль «Цветущий чай» в рамках международного маршрута «Великий чайный путь». Это будут состязания между творческими женщинами. Мы женщину представляем как цветущий чай: как распускающийся цветок в чае она «распускает» свое умение, мастерство, любовь.
Цыпелма НАМСАРАЕВА.
Фото из личного архива.